Праздник второклассников.
В нашей школе состоялся праздник юных журналистов и
книголюбов, в котором приняли участие главный редактор детского журнала
«Солнышко» Елена Накова, депутат Парламента КБР,
главный редактор журнала «Минги-Тау» Аскар Додуев, заместитель председателя Союза журналистов КБР Разият Шаваева,
председатель Общества книголюбов КБР Наталья Шинкарева.
Повод для встречи – полученный учениками 2-го
класса школы Гран-при в конкурсе «Давайте жить дружно», проведенном на
страницах журнала «Солнышко». Жюри приняло решение лично познакомиться с
необыкновенно талантливыми ребятами и педагогическим коллективом, который
открывает для детей мир прекрасного.
Гостей ребята встретили в национальных
костюмах, с приветствием на кабардинском, балкарском и русском языках. Затем
школьники показали литературно-музыкальную композицию, первая часть которой
посвящена книге и ее роли в жизни человека, вторая - дружбе. Слушая, с каким
глубоким пониманием и сопереживанием второклассники говорили, читали стихи,
пели песни, гости невольно забыли о юном возрасте выступающих.
И в своем выступлении Н. Шинкарева назвала их коллегами.
Прекрасно была оформлена и аудитория: на доске
в виде солнышка размещены полюбившиеся номера детского журнала. Дети
рассказали, почему любят этот журнал, какие материалы им больше всего нравятся,
высказали свои пожелания.
Несмотря на молодость, классного руководителя
ребят Марину Темирканову по праву можно назвать
настоящим педагогом. Сочетая инновационные и традиционные методы
обучения, она сумела воспитать в своих учениках главное - любовь к учению,
книге, соревновательность в учебе. И победа ее
учеников в конкурсе – закономерный результат работы учителя.
Директор школы Арина Афаунова
и замдиректора Равида Темботова
всегда поддерживают учителей и учеников школы, приветствуют активность,
целеустремленность, любознательность.
В заключение праздника Аскер Додуев вручил директору школы медаль, выпущенную к 70-летию
В. Кокова, а главному редактору журнала «Солнышко» -
медаль Российского Лермонтовского комитета. Елена Накова, в свою очередь, подарила школе фотоальбомы,
посвященные истории республики, вручила дипломы победителям и руководству
школы. От Общества книголюбов КБР Н. Шинкарева вручила дипломы, подарила
наглядные пособия «Народы России», книги из серии «Библиотека русской
классики». Разият Шаваева,
адресовав немало теплых слов в адрес детей и учителей, вручила диплом Союза
журналистов и сладости, чем немало порадовала детвору.
Связь семьи, школы и общественности как важное
условие эффективного воспитания.
В
современной литературе семья определяется как малая социальная группа,
основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью
быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и
воспитанием детей.
Семья –
это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие
привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и
многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и
знакомыми.
Мораль
и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы –
основы всего этого закладываются в семье.
Семья -
это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта,
основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между
мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Самым
главным для ребенка является семья. В ней ребенок находится в течение
значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания.
Формы семейного воспитания:
1. АВТОРИТАРНАЯ характерно житейское
подавление личности ребенка. Ребенок занимает
позицию в семье:
либо подчинения (чтобы
не быть наказанным), либо
сопротивляется (побег из дома и т. д.).
2. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ - характеризуется тем,
что с ребенком считаются как с личностью, уважают его интересы
и он принимает активное участие во всех делах.
3. ОРАНЖЕРЕЙНАЯ - ребенок
воспитывается по типу «кумир семьи» (в ребенке развивают инфантильные черты).
4. НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ - непредсказуемый период от одной формы
к другой (то авторитарный, то попустительский, то демократический и т.
д.).
Социологические
исследования последних лет выявили негативные признаки в функционировании семьи
как социального института: рост числа разводов, увеличение детской
преступности, усиливается разрыв между ценностными ориентациями родителей и
детей, отмечается резкое падение интереса учащихся к школе.
Болезненный
переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных
семей и повышение комфортности и
материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает
неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок,
затаенной зависти.
Развитие
теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и
юношеского рэкета, рост имущественных преступлений.
Расширение
безнадзорности и даже появление беспризорности.
Рост
детской и подростковой преступности, вовлечение детей во взрослые преступные
группировки.
Сокращение
влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых
случаях престижа школы и образования вообще.
Приобщение
детей к употреблению алкоголя, табакокурению,
наркомании и токсикомании.
Появление
феномена бродяжничества детей и подростков.
Появление
подростковой и юношеской проституции, рост проступков и преступлений, связанных
с половой распущенностью.
Рост
фактов подросткового и юношеского суицида.
Резкое
падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой,
родителей с детьми и со школой.
Таким
образом, нельзя сказать, что именно социально-экономическая ситуация в нашей
стране в 90-х гг. ХХ в. привела российскую семью к
воспитательному кризису, скорее произошла смена критических состояний,
расширение, смещение и углубление кризисных акцентов.
Таким
образом, объединение усилий семьи и школы их взаимодействия тем более актуальна на фоне нарастания негативных тенденций в детской
и подростковой среде:
· Рост детской преступности и
агрессивности;
· Появление детской беспризорности;
· Отражение на детской среде социального
расслоения общества;
· Рост конфликтов с родителями и т.д.Современная ситуация в России снова ставит проблемы взаимодействия
семьи и школы в ряд острейших педагогических проблем. Налицо объективная
потребность её изучение и решения, так как в ряде школ уменьшилось внимание к
проблемам воспитания, а потенциал семьи, настаивающей на своём воспитательском
авторитете, нередко оказывается настолько низок, что часть школьников выпадает
как из-под влияния школы, а так из-под
влияния семьи.
В настоящее время различные
исследовательские организации, школы и другие образовательные учреждения ведут
активный поиск путей оптимизации совместной деятельности родителей и педагогов,
осуществляют обобщение и анализ положительного опыта, а также занимаются
дальнейшим проектированием опыта взаимодействия семьи и школы в интересах
развития личности ребёнка.
Необходимо отметить, что
одной из ведущих тенденций развития современной школы стала некое искусственное
игнорирование «идеологизированного» советского
периода в истории образования и стремление к заимствованию педагогического
опыта дореволюционной России, за частую ограничивающемуся лишь копированием
некоторых элементов организации педагогического процесса и деталями внешнего
порядка. Встречающаяся категоричность в негативном отношении к
педагогическому опыту советского периода неоправданна, и нельзя отрицать и
действительной пользы обращения к практике дореволюционной школы в её лучших
проявлениях.
Дореволюционной педагогикой и
практикой был накоплен значительный опыт взаимодействия семьи и школы, который
сегодня недостаточно осмыслен, зачастую невостребован
и остается малоизученным. Между тем этот опыт может быть очень поучителен,
поскольку только ретроспективный подход «обеспечивает глубокое и всестороннее
понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать её место в структуре
данной науки, развитие её ведущих идей, их историческую логику и диалектическую
взаимосвязь». Осмысление феномена взаимодействия семьи и школы обусловливает
обращение к историческому опыту совместной деятельности родителей и педагогов,
ибо «проводница наша – история с её светочем, с уроками и опытами, которые она
отбирает у убегающего от нас прошлого».
Выявление новых историко –
педагогических фактов, расширение их основного фонда является
необходимым условием исследования данной проблемы в теории и практике
воспитания учащихся на современном этапе.
Каковы функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи
относятся:·
Информационная;
· Воспитательно –
развивающая;
· Формирующая;
· Охранно – оздоровительная;
· Контролирующая;
· Бытовая.
Задачи взаимодействия:
· Формирование активной педагогической
позиции родителей;
· Вооружение родителей педагогическими
знаниями и умениями;
· Активное участие родителей в воспитании
детей.
Организация
взаимодействия школы и семьи предполагает:
· Изучение семьи с целью выявления её
возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
· Группировку семей по принципу
возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей
класса;
· Анализ промежуточных и конечных
результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество
школы и семьи начинается с изучения условий микроклимата семейного воспитания,
индивидуальных особенностей детей и родителей.
Содержание работы педагога с
родителями включает три основных блока: повышение психолого – педагогических
знаний родителей, вовлечение родителей в учебно –
воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Каждый блок
можно представить как систему форм и видов деятельности.
Повышение
психолого
– педагогических знаний:
· Университет педагогических знаний;
· Лекции, семинары, практикумы;
· Конференции;
· Открытые уроки и классные мероприятия;
· Индивидуальные тематические консультации;
· Творческие группы, группы по интересам;
Вовлечение
родителей и общественности в учебно – воспитательный процесс:
· Родительские собрания;
· Организация кружков, секций, клубов, совместные
творческие дела; ·
Помощь в укреплении материально - технической базы;
· Родительский патруль;
· Индивидуальное шефство над
неблагополучными семьями, трудными подростками.
Участие
родителей и общественности в управлении школой:
· Совет школы;
· Комитет общественного контроля;
· Классные советы, классные
родительские комитеты;
· Совет содействия семье и школе.
В
практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы
работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры
родителей, на укрепление взаимодействие школы и семьи, на усиление её
воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей
класса.
Рассмотрим комплекс методов и форм
совместной работы с родителями, наиболее часто используемых в опыте школ.
Методы
изучения семьи:
· Наблюдение;
· Беседа;
· Тестирование;
· Анкетирование;
· Деловая игра;
· Анализ детских рассказов, рисунков о семье,
других предметов творчества.
Нужно
ли сотрудничество в работе с родителями?
Каковы
его формы?
Важнейшие
интегральные характеристики семьи: функции, структура и динамика.
Функции семьи - это функции жизнедеятельности
семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее
членов.
1. Воспитательная функция
состоит из удовлетворения индивидуальных потребностей в отцовстве,
материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.
2. Хозяйственная функция
заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи.
3. Эмоциональная функция реализуется в
удовлетворении потребностей членов семьи
в симпатии, уважении,
признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
4. Духовного
общения это функция
проявляется в удовлетворении потребностей в
совместном проведении досуга,
взаимном духовном общении.
5. Функция
первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи,
кто не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое
поведение в полном соответствии нормам (пожилые люди, которые страдают
каким-либо физическим недугом).
6. Сексуально-эротическая функция реализуется в удовлетворении
сексуально-эротических потребностей членов семьи.
Структура
семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права
между ее членами, кто осуществляет руководство, а кто - исполнение.
Можно
выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех ее функций
сосредоточены в руках одного члена семьи (АВТОРИТАРНЫЙ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ
стиль); семьи в которых все члены принимают равное участие в ее жизнедеятельности
(ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ система отношений).
Динамика
семьи. Структура и функции семьи изменяются на различных этапах
жизнедеятельности семьи. В динамику входит пять стадий жизненного цикла:
1. Зарождение семьи (с момента заключения брака
до появления первого ребенка). Важнейшие
задачи на этом
этапе: психологическая адаптация
супругов к условиям семейной
жизни и психологическим особенностям друг
друга; взаимная сексуальная адаптация супругов; приобретение жилья и
совместного имущества; формирование отношений с родственниками; сближения
привычек, представлений, ценностей.
2. Зарождение и воспитание детей. Это время
наибольшей хозяйственно-бытовой активности
и активного преобразования функции
духовного общения и эмоциональной функции.
Основная задача этого
этапа сохранение
эмоционально-духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых
создавалась семья. Здесь необходимо стремление помочь друг другу, взаимное
сочувствие и эмоциональная поддержка. Особо значима на этом этапе
воспитательная функция.
3. Завершение
жизнедеятельности семьи. Этот
период включает следующие моменты: окончание
выполнения семьей воспитательной функции,
начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной
жизни детей и забота старшего поколения
о подрастающем. Появляются новые
роли «бабушек» и «дедушек».
Религия и нравственность.
Нравственность
возникло вместе с человеческим обществом,
поскольку общество не могло существовать, не регулируя поведение людей
определенными нормами. Нравственность – зов к высшему,
это один из рычагов развитие общества и личности. Ее основная функция –
утверждение человеческого в человеке. Важно чтобы
человек сохранял в своей душе идеалы и справедливости, иначе неизбежна духовное
падение и нравственная гибель, все обессмысливается, и жизнь становится, по
библейскому выражению, «суетой сует и томление духа». Нравственность дает точку
отсчета. С точки зрения добра и зла мы оцениваем происходящее вокруг и с нами
самими.
Великая роль религии
в установлении нравственных отношений в обществе.
Буддизм –
самая древняя из трех мировых религии. В
зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как религию, и как
идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Основатель буддизма –
реальная историческая личность: Сиддхартха Гаутама или Будда (что значит «просветленный»).
Родился он в Индии в
Христианство
сегодня – сегодня собирательный термин,
включающий множество различных вероисповеданий
и церквей, которые возникли в разное время на протяжении почти двухтысячелетней
его истории. В центре христианства образ Иисуса Христа. Христиане верят, что он
одновременно и человек и бог. Они принимают его учение м
пытаются ему следовать своей жизни. Священная книга христиан – Библия.
Христианство проповедует нравственные ценности такими словами:
1.
Не кради. Кто
крал, впредь не кради, а трудись. 2. Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, раздели с голодными хлеб твой. Блаженные
милостивые. 3. Не обманывайте друг друга. 4. Никакое гнилое
слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы
оно поставляло благодать слушающим. 5. Возлюби ближнего твоего как себя
самого. 6.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся. 7. Не воздавайте
злом за зло или ругательством за
ругательство. 8ю Не поднимай народ на народ меча. Не убивай блаженны
миротворцы. 9. Дети, повинуйтесь своим родителям. 10. Не прелюбодействуй. 11.
Не клянись. 12. Не собирайте себе сокровищ на Земле. В общем, христианство
наставляет «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный».
Ислам возник в 17 веке его
основателем был Мухаммед. Мусульмане почитают его как посланца, пророка
бога – Аллаха (от арабского Аль-илах-«всемогущий»). Они верят, что Мухаммед получил от бога
«откровение», записанное в священной книге Коран (что означает «чтение в
слух»). В нем 114 глав – сур, в которых говорится обо всех сторонах жизни,
включая политику, мораль, правосудие, обряды. Каждый
мусульманин обязан выполнить 5 основных предписаний: 1. верить, что нет бога
кроме Аллаха и Мухаммед его пророк; 2. каждый день совершать пятикратную
молитву, намаз, а перед молитвой омовение; 3. выплачивать в пользу бедных налог
– закят; 4. раз в год соблюдать пост, уразу; 5.
совершить паломничество, хадж в Мекку (если есть возможность). Ислам
проповедует следующие нравственные принципы: 1. каждый мусульманин должен
заниматься благотворительностью. Есть 2 рода милостыни – закят
(10 часть) и садокат, предоставляемая на волю
дающего. Причем «творите милостыню тайно». «Ешьте, пейте, но без излишества». Запрещается есть мертвечину, кровь, свинину, пить вино.
Неприлично торопливо глотать пищу, не пережевывая ее. Хлеб у мусульман –
святыня. 3. надо соблюдать чистоту. 4. гордость, надменность, тщеславие,
скупость ненавистны Богу. 5. любовь к друзьям, близким и ненависть к врагам «не
обижайте никого и вы не будете обижены». 6.
«изъявляйте благорасположение к вашим отцам и матерям, родственникам, сиротам,
бедным товарищам». «Будьте справедливы» 7. «Ненависть да не увлекает вас к
совершению несправедливости.» если нанесена обида, то
справедливость требует отомстить соразмерно обиде. «Бог благословит к тем, кто
умеет владеть своим гневом и прощает обидчикам». 8. Рекомендуется не
злословить, не смеяться не давать прозвищ ближним своим. «Горе клеветнику и злоречивому человеку». 9. Не воровать. За это
полагается отсекать руки. 10. Не убивайте друг друга. 11. Супруги должны быть
верны друг другу. Отцы обязаны доставлять семье пропитание и одежду. За заботу
родителей дети должны почитать отца и
мать и боготворить их. 12. Мусульманин должен заботливо относиться к животным и
к окружающей среде. 13. члены общества должны повиноваться общественным
властям. Власти недолжны нарушать закон
справедливости.
Таким образом, «Вам позволено все, что хорошо»,
«верующий должен стараться улучшить себя все более и более».
Наша
школа.
В 1928 году в селении Зарагиж
была открыта начальная школа, которую возглавил Арамисов
Умар (из с.Аргудан ). За
успехи в работе по ликвидации неграмотности вскоре школа была преобразована в
образцовую начальную,а1939 году- в семилетнюю.
Часто менялись учителя и руководители школы из-за
того, что не было своих кадров. В 1932 году была построена новая школа народным
способом. С
С началом Великой Отечественной войны были призваны на
фронт учителя: Бозиев Жиляби,
Бозиев Залимхан, Калмыков Барасби, Кушхов Заудин, Кушхов Лостанби, Темирканов Багия, Сабанов Залимби. Все они,
кроме последнего погибли.
После освобождения села от фашистских оккупантов,
учителя школы во главе с Харзиновой Жанпагой и Бозиевым Амином
восстановили школу. Участники войны Афаунов Ауес и Темирканов Султан вернулись в школу учителями.
В разные годы директорами школы Арамисов
Умар, Савин Алексей, Бозиев
калашби, Гехов Хасан,
Иванов Хамид, Мамхегов Айса, Бозиев Амин, Харзинова Жанпаго, Вологиров Музрак, Гешев Ахмедхан, Бекулов Жамал, Хужоков Хасанби, Бербеков Папудин (1957-1982 гг.),
Сабанов Хасан (
За большие успехи в работе в Зарагижской
средней школе заслуженными учителями
стали Бербеков П.Л. (
В 1976 году было построено новое типовое здание школы
и оснащена современным оборудованием (директор - Бербеков
П.Л., завхоз - Калмыков Н.Х.).
Мы гордимся выпускниками нашей школы:
Карданов Мурат – стал заслуженным мастером спорта по
Греко-римской борьбе. Кандидатами наук стали: Утижев
Б.К., Калмыков Ж., Калмыков Ш., Калмыков Э., Биттирова
Ф., Журтов А., Карданов Х., Хамгокова
Н., Ахкубеков А.
Не только в республике, но и за ее пределами знают
драматурга Утижева Б. Вся республика помнит артистов
старшего поколения: З.Куралаеву, Н. Калмыкову, М. Шхагапсоева, Х. Карданов, Т. Кардановым,
М. Сонова. Их добрую славу продолжают Б.Темирканов, В.Мисостов, Л. Темирканова, Ж.Тхашугоева, А. Кулов. Но самой яркой звездой мирового класса остается Юрий
Темирканов.
Следующие выпускники закончили школу с медалью: в
В последние годы школа добивается хороших результатов
в учебно-воспитательном процессе. У нас есть победители районных и
республиканских олимпиад и различных соревнований.
Юнармейцы школы под руководством Гоплачева
З.А. и Кулова А.М. стали победителями Всероссийских
финальных соревнований в г. Самаре (
Правила
поведения молодого человека
«Принимая
человека, какой он
есть, мы делаем его хуже;
принимая же его таким, каким
он должен быть, мы помогаем ему
стать таким,
каким он может
быть».
И. В. Гете.
Стремиться
к совершенству
Сегодня, когда социальная сторона жизни так
пугающе наступает на психологию людей, ломает их представления о нормах
нравственности, особенно важно вернуться к лучшим национальным традициям,
обычаям, призвать их на помощь в воспитании подрастающего поколения. Это, во-
первых.
Во-вторых, дети должны знать те нравственные
принципы, на которой они должны ориентироваться. В- третьих, как писал
выдающийся педагог А. С. Макаренко: « Каждый отец и каждая мать должны хорошо
знать, что они хотят воспитать в своем ребенке». Сейчас много говорят и пишут о
воспитании, а молодежи и родителям некогда читать эти толстые книги. Поэтому
наша школа, используя положения адыгского этикета, религии и общечеловеческих
ценностей, собрала воедино нравственные ориентиры,к
которым должна стремиться и соблюдать молодежь. (Вспомнив, что аналогичные советы были у Петра 1 в сборнике « Юности
честного зерцало»). И сегодня знакомство, и учреждение этих нравственных норм в
сознании наших детей имеют большое воспитательное значение. Думаю, что,
прочитав их в газете, многие из молодых людей, родители и педагогов примут их.
Всем тем кто соприкасается с воспитанием детей хотелось бы напомнить цитату И.
Канта: « Нравственное воспитание человека должно начинаться не с учения нравов,
а с изменения мышления и с утверждения характера», т. е. предлагаемые ниже
правила должны стать внутренней потребностью, убеждением молодежи.
1. Труд
– источник всех благ. Трудись усердно,
честно, не ленись.
2. Век
живи - век учись. Имей профессиональную,
компьютерную, экономическую, юридическую, экологическую, языковую, медицинскую
и политическую грамотность.
3. Не
теряй времени зря. Всегда трать его на полезные благочестивые дела. « Никогда
не вернешь потерянного времени, никогда не исправишь сделанного зла» – писал
Джон Ресклин.
4. Не воруй, не убей. На не счастье других не
будешь счастлив.
5. Прежде, чем что – либо сделать, обдумай все
досконально, посоветуйся .
6. Будь честен во всем, не обманывай. Дал слово –
держи.
7. Будь преданным и справедливым другом. Друг
друга всегда поставит на путь истины.
8. Будь терпелив.
9. Не хвастайся.
10. Держи свое тело и душу в чистоте.
11. Люби свой народ, люби свою Родину, своими
делами прославляй их, а если придется, то и защищай их.
12. Будь бережлив.
13. Вера облагораживает человека. Уважай верующих.
Легче жить с верой, чем без нее.
14. Не будь завистливым.
15. Почитай родителей. Если они довольны тобой, то
и бог тобой доволен.
16. Почитай старших, и сам будешь, почитаем в
старости. Не перебивай старшего, не переходи ему дорогу, вставай когда он
подходит.
17. Почитай женщину. Уважай ее, заботься о ней.
18. Заботься о своих детях и обо всех, кто младше
тебя. Главное воспитать их правильно, в духе кавказского этикета,
толерантности.
19. НЕ будь жадным, помогай бедным и всем тем, кто
в этом нуждается и в беде и в радости.
20. Будь с соседями, и не только с ними- в
друзьях. Худой мир лучше доброй ссоры.
21. НЕ злословь, не будь многословен. Умей
выслушивать и понимай каждого. Больше слушай, меньше говори. При разговоре не
маши руками, головой, не кричи.
22. Не груби. Будь вежлив.
23. Умей прощать, и сам будешь прощен.
24. Береги честь смолоду.
25. В семье демократия, но муж старше.
26. Люби
и охраняй природу. Заботься о животных
домашних и диких.
27. Будь, умерен в еде. Ешь тихо. За столом знай
свое место.
28. Будь гостеприимным, но сам в гости не
напрашивайся.
29. Знай меру в спиртном, а лучше вообще не пить.
Не кури.
30. Умей петь и танцевать. Цени юмор, шути
вовремя.
31. Ходи
прямо, не горбись. На людей смотри приятно и весело.
32. При
людях не кашляй, не сморкайся.
33. Знай
и соблюдай законы общества и государства.
34. Знай себе цену. Не будь подхалимом. Не будь
чересчур гордым.
35. Дорожи своим авторитетом. Всегда считайся с
тем, что скажут люди о тебе, о твоих поступках
36. « Ты
человек пока имеешь совесть» – писал В. Соловьев (1913г.), а мы добавляем и
пока соблюдаешь кавказский этикет.
Следует
отметить, что нравственные ценности в процессе развития человеческого общества
тоже меняются. В Ветхом завете сказано ( 3 тыс. лет назад) : « Око за око, зуб
за зуб». В новом завете сказано ( 2 тыс.
лет назад): « В тебя бьют камнем, а ты кидай обратно хлебом» И, наконец, третья
ступень развития нравственности, к чему мы стремимся, сказано устами пророка
Мухаммеда: «
Совершеннейший из людей тот, кто любит всех ближних своих и делает им добро без
разбора, хороши ли они или дурны».
Хочу отметить, что богатство общества
измеряется не только материальными ценностями, которые оно создает, а уровнем
нравственности его членов. « Важнейший капитал нации – нравственные качества
народа» – писал Н. Г. Чернышевский.
В заключении хотелось бы привести цитату из
Талмуда, которое выражает весь смысл статьи, и что вызывает особую тревогу:
«Народ можно только тогда побивать, когда
уже побиты его нравственные идеалы, его лучшие стремления».
Адыги (черкесы) и абхазы являются древнейшими жителями Кавказа. В глубокой
древности они составляли единую группу племен, имевших общее наименование и
общий язык. Разделение общего их языка произошло в более позднее время, и
различие абхазcкого, убыхского
и адыгского языков сложились в результате их самостоятельного развития.
Древние предки адыгов и абхазов населяли общую
территорию. Оно охватывало восточное побережье Черного моря, центральные и
западные части Северного Кавказа и часть Малой Азии. Предками совершенных адыгов являются меоты- общее
собирательное имя коренных племен Северо-Заподного
Кавказа. В Малой Азии жили племена хеттов и касков,
являющиеся также прямыми предками адыгов. К X веку Адыги составляли этническую общность с единым языком. Они
вели ожесточенную борьбу с соседями. Места проживания адыгов
были как бы дорогой, по которой проходили кочевники из Азии к предгорьям
Кавказа. Адыги воевали с хазарами, Русью, аварами и
т.д.
Монголо-татарское завоевание и
нашествие Тимура в XIII веке помешали завершению процесса формирования
единой адыгской народности. К этому периоду относятся и появления нового
название для обозначения адыгов – «черкес», а территория, населенная адыгами, Черкесией.
В XII-XIV в.в происходит перемещение и смешение племен и
народностей. К этому периоду и относится расселение адыгских групп и расширение
их единой территории. Главной причиной расселения была потребность в расширении
земель с развитием феодальных отношений. С этим процессом связывается и
постепенное обособление восточной части адыгов –
кабардинцев в самостоятельный эпос.
Название «Кабарда» известно с середины XVв. Предание связывает происхождение термина «Къэбэрдей» с именем адыгского владетеля Кабарда.
Окончание - ей в слове «Къэбэрдей» является показателем принадлежности и
соответствует русскому – ов, -ово.
«Къэбэрдей»
- то, что пренадлежит Кабарду.
XVI век является важным рубежом в истории Кабарды. Социально-экономическое развитие происходило в
условиях феодальных междоусобиц и постоянных воин с внешними захватчиками –
Османской, Турцией, Крымским ханством и Ираном.
В этих условиях Кабарда начинает сближаться с
Россией и заключает в 1557 году взаимовыгодный военно
- политический союз. Стороны обязывались оказывать друг другу помощь в борьбе с
общим врагом.
Главную роль в сближении Кабарды
и России сыграл Темрюк Идаров. Он и его сторонники из
Феодальной знати поняли, что объединить разрозненные кабардинские земли и
устранить угрозу внешней опасности можно только с таким сильным и надежным
союзником, как Россия.
Кабардинцы были в числе первых народов заключивших с Россией такой союз.
Свыше 250 лет кабардинцы помогали России. Это в войнах с Ливонией, Швецией,
Польшей, Турцией, Крымским ханством, а позже с Францией и Японией.
В XVI-XVII в.в многие кабардинцы
служили России: военно-начальниками, министрами,
канцлерами и т.д. И пользовались большим
уважением и авторитетами в России и за рубежом.
Основным занятиями адыгов были скотоводство, коневодство ( они вывели одну из
лучших пород лошадей в мире – кабардинскую), земледелие ( ячмень, просо, в 17
в. – пшеница, в 18 в. кукуруза), огородничество (лук, морковь, тыква, репа,
арбузы), пчеловодство, охота, и рыболовство. Были развиты кузнечное, оружие,
седельное, скорняжное, ювелирное ремесла.
Продавали
скакунов, седла, оружие, зерно, покупали ткани, соль, ювелирные изделия.
Испокон веков кабардинцы жили в дружбе и взаимопомощи с соседними
народами, в особенности с Балкарцами.
Основание селения Зарагиж
связано с претворением в жизнь в 20-х годах XX столетия аграрной программы
коммунистического руководства страны, известной в истории под названием
«Декрета о земле».
Конкретные решения о путях претворения
в жизнь этой программы в нашей республике приняты в 1922 году на первом
объединительном съезде народов, где было провозглашено образование
Кабардино-Балкарской автономной области. Согласно принятым решениям, в течение
пяти лет предстояло урегулировать границы между селениями с учётом
конфискованных частновладельческих земель и заселить наиболее отдаленные
участки путём расселения многодворных селений.
Таким образом, руководство области
рассчитывало разрешить наиболее острые проблемы социально-экономического
характера.
Во-первых, это снимало напряжённость в
старых чрезмерно разросшихся многодворных селениях,
где были исчерпаны возможности оптимального развития. Их расселение давало
возможность создать больше удобства для крестьян в землепользовании, вовлечь в
оборот новые площади пахотных и пастбищных земель и тем самым повысить
эффективность использования всех земельных фондов.
Во-вторых, при создании новых селений
представлялась возможность продемонстрировать заботу советской власти об
обеспечении крестьян достаточным земельным наделом. При выборе места заселения
учитывались, наличие удобного места для размещения села, перспектива создания
дорожных связей с окружным центром и соседними селениями, обеспеченность водой,
условия для развития садоводства и огородничества.
В урванском
округе в список подлежащих расселению попали селения Псыгансу,
Нижний Черек, Старый Черек, Урух, Аргудан и Кахун.
Размежевание земель между селениями,
установление границ между ними, а также планировка мест для новых поселений
были поручены Урванскому окружному
землеустроительному управлению. В селении Псыгансу
работа по составлению списка будущих переселенцев была поручена сельскому
исполкому.
Первоначально в список желающих
переселиться на новое место заносились в основном более состоятельные крестьяне,
которые рассчитывали на новом месте получить большой простор для расширения
своего хозяйства. Запись, как свидетельствуют документы, производилась
добровольно. К 8 марта 1925 года в списке переселенцев значилось 230 дворов с
населением 1248 человек.
Эти данные были взяты за основу при
определении всей территории будущего села, при его планировке и разбивке. Эту
работу поручено было возглавить инженеру Урванского
окружного землеустроительного управления И.С.Иванову, который вместе с уполномоченными
от переселенцев принял участие в выборе места переселения.
29 марта 1925 года в селении Псыгансу состоялся сход переселенцев. На нём присутствовали
160 домохозяев из 230 записавшихся. Собравшиеся приняли решение присвоить
новому селению название Зарагиж, «по названию
водопойного там ручья». Для оказания помощи в землеустроительных работах,
инженеру Иванову были избраны уполномоченными от переселенцев Кучук Кушхов и Сагид Карданов. Они на следующий день выехали на
предполагаемое место поселения, чтобы приступить к разбивке местности усадебные
участки.
Осмотрев местность, уполномоченные
пришли к выводу, что попытка расположить село на одной из сторон реки Псыгансу может привести к его чрезмерной растянутости в
длину, и что это создаст для жителей некоторые неудобства. Поэтому они настояло
чтобы село было разбито по обеим берегам реки, начиная от «Темиркановской
канавы». Они от имени будущих жителей села обязались за свой счёт и в первый
год переселения построить мост, соединяющий обе части села.
В проекте предусматривалось, что село
будет состоять из шести рядов длиной в
На заседании ОКРЗУ 31 марта 1925 года
был обсуждён проект, составленный уполномоченными от имени переселенцев с
участием землемера Иванова. Принимая во внимание мотивы уполномоченных о
разбивке селения по обеим берегам реки Псыгансу и
руководствуясь постановлением ЦИК Кабардино-Балкарской автономной области по
образовании новых селений, Урванский ОКРЗУ утвердил
проект разбивки селения Зарагиж, а Иванову предложил
привести его в исполнение.
Разбивку местности на усадебные участки
закончили к 8 апреля 1925 года с таким расчётом, чтобы переселенцы как можно
скорее приступили к пахотным работам, к строительству домов и хозяйственных
построек. Однако сразу выяснилось, что среди переселенцев, значившихся в
списке, начались колебания, а некоторые и вовсе стали отказываться. Агигаторы пугали будущих новосёлов возможными бедствиями и
несчастиями на новом месте, вселяли в их души неуверенность в будущем. Как
свидетельствует архивный документ из ЦГА КБР, сельский мулла с Кораном в руках
ходил по селению Псыгансу и принимал присягу
переселенцев, «что они отказываются от переселения».
«Какая злостная рука, видимо в личных
интересах среди темноты ведёт пропаганду отказа от переселения, ибо
скотоводческие кутаны находятся на разбитом участке», – докладывал Иванов.
12 июня 1925 года в селении Псыгансу состоялся сход, где довольно долго обсуждался
вопрос о переселении жителей села записавшихся добровольно. Выяснилось, что 90
дворов совершенно отказываются от переселения, а 12 дворов, которые выехали
весной на новое место, вернулись обратно. Среди них были такие, которые уже
построили дома на новом месте и поэтому были недовольны переселенческой
неразберихой. В селении образовалась довольно большая группа людей, которая
обратилась в облисполком КБАО с требованием нейтрализовать 20 домохозяев,
виновных в антипереселенческой пропаганде, и ускорить
переезд на новое место.
19 июля 1925 года состоялось заседание
Президиума облисполкома под председательством Бетала
Калмыкова, где обсуждалось ходатайство жителей селения Псыгансу
о принуждении переселенцев к немедленному переселению на местность «Зарагиж». Согластно
постановлению, принятому Президиумом ЦИК КБАО, переселенцам предлагалось
переехать в Зарагиж в двухнедельный срок. Решение
касалось только тех лиц, которые по собственному желанию записывались в список
жителей будущего села. Как сказано в одном из архивных документов никакого
принуждения не допускалось.
Для коренной ломки создавшегося
настроения понадобилось немало усилий со стороны руководства селения Псыгансу. Людям разъяснили те выгоды и удобства, которые
ожидали их на новом месте. В результате, в настроении значительной части
крестьян произошёл перелом. Первоначальный список переселенцев изменился.
Вместо нескольких десятков, категорически отказавшихся от переселения,
записывались новые люди, преимущественно из середняцких и бедняцких слоев
населения. Это были те из молодых домохозяев, которые в недостаточной степени
были обеспечены землёй в селении Псыгансу.
После составления нового списка переселенцев земельные угодья селения Псыгансу были разделены между теми, кто оставался на месте,
и теми, кто переезжал в Зарагиж. Раздел осуществлялся
в соответствии с количеством населения в каждом из них. На сентябрь 1925 года в
Зарагиже по списку числилось 1248 человек, а в Псыгансу – 2704.
В результате раздела селению Зарагиж было отведено 2149,3 десятины удобных и 170,01
десятины неудобных угодий. В среднем на душу населения приходилось 1, 058
десятины земли при норме по селениям Псыгансу, Вагацуко и Зарагиж 1,066
десятины. В этом разделе в качестве уполномоченных от селения Зарагиж принимали участие Данил Харзинов
и Каспулат Жеруков, от
селения Псыгансу – Матгери Темиржанов и Шупаго Терешев.
После завершения всей подготовительной
работы Урванский окружной исполком предложил
переселенцам немедленно переехать на новое место. По архивным данным и
сведениям очевидцев, в Зарагиж стали активно
переселяться только с весны 1926 года. Среди первых переселенцев были Данил Харзинов, Каспулат Жеруков, Мухаммед Темирканов, Татим Бозиев, Суфа
Пшибиев, Сараби Црымов и другие.
Но процесс переселения затянулся на
несколько лет. Да и закон предусматривал на это 2-3 годичный срок. В течение
этого времени появились новые отказники, в основном из наиболее зажиточных
крестьян. Они утверждали, что их в список вносили без их ведома и согласия, что
переселение для них будет разорением, а не благом, как это предусматривает
советская власть.
В 1926 году много заявлений такого
рода поступило в областной и окружной земельные отделы. Но и были такие
домохозяева, которые свой отказ мотивировали отсутствием у них достаточных
средств и работоспособных членов семьи, чтобы нормально обустроиться на новом
месте.
Несмотря на всё это, Президиум
облисполкома своим решением от 6 декабря 1926 года пригрозил им всем лишением
права на земельный пай, как на новом, так и старом месте. Местным органам
власти было предписано принять административно-принудительные меры, чтобы
закончить переселение к 1 апреля 1927 года.
Этому требованию были вынуждены
подчиняться все отказники, которые не сумели найти вместо себя других, желающих
переехать в Зарагиж. Это ускорило переселенческий
процесс. На 18 апреля 1927 года в списке переселившихся значилось 108 семей