Сценарий

         праздничной программы ко

             Дню Учителя

 

 

( начало – общая песня « Улыбка » )

Если вам порою грустно и печально,
Если на уроках кто-нибудь шалит,
Это не нарочно и не специально,
Просто в нас энергия сильная  бурлит.

Припев:
Так давайте все волнения
П
озабудем в этот час.
И хорошее настроение
Н
е покинет больше вас.

Если на уроках плохо отвечаем,
Если забываем формулы учить,
Мы ведь по заслугам тоже получаем,
Но умеем огорченье  это скрыть.


Припев:

Так давайте все волнения
П
озабудем в этот час.
И хорошее настроение
Н
е покинет больше вас.

 

 

1-й ведущий.

                  Друзья мои! Друзья моих друзей!

                  Нет праздника достойнее и краше!

                  Мы чествуем своих учителей, 

                  Которых знает, любит наша школа!

2-й ведущий.        

                  Мы любим вас за строгость, доброту,

                  За знания, за юмор, за уменье,

                  За человеческую простоту,

                  За ваше бескорыстное горенье!

1-й ведущий.

                  За то…, что не кричите у доски,

                  И двойки редко ставите в журналы,

                  За все вас любим мы, ученики,

                  Как жалко, что об этом вы не знали.

2-й ведущий.

                  Вас поздравляем! Вам земной поклон!

                  Вам песни все хорошие поются.

                  И вместе с вами , словно в унисон,

                  Сердца ребят так беззаветно бьются!

 

 

1-й ведущий.
Сегодня большой, торжественный праздник!
2-й ведущий.
Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!
1-й ведущий.
Ведь каждый из нас выбирает для себя идеал, на который старается быть похожим, и идеал этот - любимый учитель.
2-й ведущий.
Он для нас самый умный, талантливый, красивый.
1-й ведущий.
Давайте поприветствуем своих учителей аплодисментами.
2-й ведущий.
Низкий поклон вам от всех ваших учеников.
1-й ведущий.
Ты нужен, нужен на веку
И
юноше и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда,
Так весны света ждут всегда,
И так выращивают зерна.
Твой труд...
Так ювелир подчас шлифует крохотный алмаз,
Так сообщают блеск булату...
Да, главным в нынешней судьбе
Земля обязана тебе
И
высь, открывшаяся взгляду.
Ты, как над колыбелью мать,
Когда опять, опять, опять
Л
истаешь школьные тетради,
Ночами не смыкаешь глаз,
Ты знаньями питаешь нас
Добра и счастья в мире ради.
Учитель!
Пусть тебя стократ
В
осславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб, с каждым поколеньем впредь,
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!


2-й ведущий.Оксана, скажи мне, пожалуйста, а чему тебя научила школа? Ведь уже прошло не много, не  мало, а 10 лет.

1-й ведущий. О, ты, даже себе представить не можешь! Во-первых, быстро ходить на каблуках – это не маловажно – нужно везде успеть, во-вторых – вставать рано утром, при этом сделать макияж и прическу, в-третьих – незаметно набирать sms-ки


2-й ведущийксана, SMSки, это настолько личное, не будем раскрывать всех секретов!!! Но мне кажется, что твой ответ был не полон, может быть сказывается возраст… Послушай, чему действительно учат в школе

 

( песня « Учат в школе ») 1 класс

 

 

1-й ведущий. Спасибо нашим молодым дарованиям!
2-й ведущий. Таня, ты прям как настоящий учитель, молодые дарования и все такое…

1-й ведущий. Нет, нет, нет, учителем я ни буду по семейным причинам.


2-й ведущий.Тебе  ли говорить о семейных причинах!

1-й ведущий. Да ты только посмотри, что творится у школьной учительницы дома.

( сценка « Отелло и Дездемона » )

Отелло
(бросается к ней)

Шаги я слышу. Наконец-то дома
Жена моя. И сварит мне обед.
Я голоден чертовски, Дездемона!

Дездемона

Отелло, у меня обеда нет.

Отелло

Мне, право, не до шуток, дорогая,
Наш холодильник пуст уже давно!
От голода я просто умираю...

Дездемона

Но я работала, а не была в кино!

Отелло

Что в сумке у тебя? Опять тетрадки!
Ты принесла домой?! О горе мне!

Дездемона

С твоими нервами, смотрю, не все в порядке,
Ты даже вскрикивал не раз уже во сне.

Садится проверять тетради.

Отелло

Послушай, Дездемона, в самом деле
Н
е плохо бы перекусить сейчас!

Дездемона

Отелло! Мы уже сегодня ели!
И даже вредно есть в столь поздний час.
Но если очень хочешь, можешь, милый,
Яичницу поджарить, только сам.
Не отвлекай меня, прошу тебя, любимый!
Осталось три яйца, их хватит нам.

Отелло

Какие три? Два съел еще вчера я.

Дездемона

Ну хорошо. Пожарь себе одно.

Отелло

Но холодильник пуст!

Дездемона

Ну я не знаю, куда могло исчезнуть вдруг оно?!

Отелло

Послушай, есть и у меня работа,
Но мне от голода на ум ничто нейдет!

Дездемона

Ах, милый, ну придумай, право, что-то...
Займись уроками! И голод пропадет.

Отелло

Неутолим мой голод. Неужели
Т
ак трудно в магазин тебе сходить?

Дездемона

Я думала, зайду в конце недели,
Но ты бы сам мог что-нибудь купить!
Ты мне мешаешь, милый. Между прочим,
Так мало времени осталось, дорогой!
Дежурить буду в школе я до ночи:
На дискотеке класс гуляет мой.

Отелло

Какая дискотека?! Что за шутки?
Вот-вот семья разрушится у нас!

Дездемона

Ах, знаешь, не осталось ни минутки,
Там ждет меня уже, пойди, мой класс.

Отелло

Как черт от ладана, сбегаешь ты из дома.
Тебе важней работа, не семья.
Молилась ли ты на ночь, Дездемона?
О, Жизнь моя , несчастная! Прости , любовь моя!


2-й ведущий. Да, не сладко пришлось нашему Отелло.

1-й ведущий. Но на этом наши сюрпризы для любимых учителей не заканчиваются  

Какой ученик без ошибки,
Без двойки? - Ну что говорить?
Но все-таки ваши улыбки
Мы помним и будем ценить.

И каждое доброе слово
О
станется в наших сердцах,
И мы поклониться готовы
На деле, а не на словах

Учителю умному, стойкому,
Избравшему сложный маршрут…
Клянемся последними двойками,
Что мы уважаем ваш труд.

Мы сами и наши родители
Т
еперь понимаем ясней,
Как сложно сегодня учителю
Справляться с задачей своей.

Учитель - как будто не модно.
Другие профессии чтут
С
пасибо за ваш благородный
И самоотверженный труд!

1-й ведущий.

                 Что значит слово «учитель»?

Наставник. Мудрец, человек?

Значенье какое важнее,

Спорьте хоть целый век.

Думаю, просто профессией

Назвать учителя мало:

Выбрать свое призвание

Судьба ему указала.

Нет среди нас такого,

Кто прожил бы без учителя!

Руки врача и портного,

Ученого и водителя

Знают бесценную силу,

Данную им учителем.

Каким должен быть учитель-

Учитель, которого ждут?

Вопрос непростой. Учтите,

Ответишь не в пять минут.

Он знает, как быть человеком,

Не лгать, не кривить душой.

Поможет он стать ребенку

Не кем-то – самим собой!

Он хочет, чтоб в этом мире

Царили добро и покой

И солнцем душа светилась

В каждом из нас с тобой!

Он умеет помочь и поможет,

Если боль приключилась вдруг.

Умеет  понять и услышать,

Как самый надежный друг!

Он сделать так может, чтоб зерна

Таланта большого в детях

Взошли, расцвели и крепли,

Как главное чудо на свете!

Конечно, учителю трудно:

Душа постоянно в работе,

В стремленье отдать свои знанья,

В нелегкой о детях заботе.

Наградой учителю служит

Свет детских восторженных глаз,

Умение мыслить и слушать,

Взращенное в каждом из нас!

Теперь я, пожалуй, отвечу,

Что слово «Учитель!» значит.

Это Судьба и Призванье,

Творчество, Вера, Удача!


Тяжелей, чем Ваш труд, не бывает,
Не облегчит реформа его,
Жизнь сама ведь нас заставляет
Д
ля детей не жалеть ничего.

В авиации строго считают,
Сколько лётчик часов налетал.
Об учёбе никто не узнаёт,
Сколько он у доски постоял.

Сколько ночью тетрадок проверил,
Сколько планов на жизнь написал,
Сколько раз человеку поверил,
И себя за него наказал.

Мы с именем вашим знакомы с пелёнок,
Вас знает и взрослый и ребёнок,
Нет – вы не герой, не артист, не правитель,
Вы – наших сердец обожаемый житель.
Наш скромный и всеми любимый учитель.

Пусть синяя птица сегодня, сейчас
Птицею счастья станет для вас.

 

 

 

 

  Cценарий    внеклассного     мероприятия

                          Автор: Экашаева Ж.В.

                               А ну-ка   математики”

 

            Цель:    Привитие  интереса   к  математике .  На примере

                          создания игровых моментов. Развивать творческие

                          способности учащихся, чувство ответсвенности за

                          другого, нравственное и эстетическое восприятие

                          учащихся.

 

 

      Дорогие ребята! Сегодня  завершится   математическая  неделя 

в  нашей   школе ,  проходившая   под   лозунгом   “Как   прекрасна

и   сильна   математическая   страна”

      В   гости   к  нам   ребята   пришли   дети  (дети  выходят  на  сцену  и  читают  стихи):

 

1       Чтоб  водить  корабли,

Чтобы  в  небо  взлететь.

Надо  многое  знать,

Надо много  уметь.

И  при  этом, и  при  этом

Вы  заметьте-ка,

Очень  важная  наука 

Ма-те-ма-ти-ка.(все)

 

 

2       Почему  корабли  не  садятся  на  мель,

А  по  курсу  идут  сквозь  туман  и метель?

Потому  что, потому  что

Вы  заметьте-ка,

Капитанам  помогает 

Ма-те-ма-ти-ка.(все)

     

            3   Чтоб  врачом , моряком

                  Или  летчиком  стать,

                  Надо  прежде  всего

                  Математику  знать.

 

               

 

 

  

 

3       И  на  свете  нет профессии ,

Вы  заметьте-ка ,

Где  бы  нам  не  пригодилась

Ма-те-ма-ти-ка.(все)

 

Итак  первая  игра  называется:”                                                                         

 

1        Визитная  карточка.

Команды  представят  свое   название ,  форму ,эмблему ,

математическое  название.

   За  представление  (10  балов)

   За эмблему              (10  балов)

   За  форму                 (10  балов)

 

2       Разминка

Все  очень  любят  игру  “Слова”ы  записываем      к-н

слово  и  составляли  из  его  букв  новые  слова. А мы по

думали , почему бы  что-то  подобное  не придумать    по

математике …  У нас  набор  чисел ,  из  которых   нужно

составить равенства. Каждое число используется    один

раз  для  одного выраженияяя:-9;-8;-6;-3;-2;-1;0;1;2;3

 

3        Подсчет.

Ребята, в жизни человека всегда есть  минуты  ,  ему  нужно

быстро  сосредоточиться, чтобы  выполнить  к-л    дело .Для

этого  надо  быть  очень  внимательным  и находчивым  .  Я

предлагаю  каждой  команде  по       вопросов. За  каждый пра

вильный ответ команда получает 1-2 балла.

  зависимости от точности  ответа)

 

                       Викторина

                        

                            7”А”

1 Дайте определение понятию процент.(сот. часть  числа)

2 Формула площади прямоугольника  со  сторонами  а и в (s=а*в)

3 Как найти неизвестное  делимое (частное+делитель)

4       Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5  км.

Сколько  км  проехал  ямщик?   (5  км)

5       Прибор для измерения углов (транспортир)

6       Площадь  квадрата  равна 36 квадратных  сантиметров.

Чему равен  его периметр?  (24)

7       Наименьшее  натуральное  число  (1)

8       Число, обращающее  уравнение в верное р-во  (кор. ур.)

9       Может ли при умножении получится 0  (да)

10  К однозначному числу ,больше 0, приписали такую  же цифру. Во сколько раз ? число ? (в 11 раз)

11.Какую часть часа составляет 20 минут  (1/3)

12.Автор  книги  «Начала»  (Евклид)

13.Как называется первая координата (абсцисса)

14.Что означает слово геометрия   (землемерие)

15.Автор учебника 7 класса (Мак-в)

 

                   Викторина

                         7»Б»

1       Найдите  1%  рубля  (1 коп )

2       Формула периметра пр-ка  со стор. а и в   (2(а+в))

3       Как найти неизвестное  вычитаемое  (из  суммы-разность)

4       Шла старуха в Москвуавстречу ей 3 старика. Сколько

человек шло в Москву. (одна  старуха)

5       Прибор для построения окружности  (циркуль)

6       Площадь квадрата  равно 100 квадратных  сантиметров.

Чему равен его периметр   (40)

7       Наименьшее простое  число  (2)

8       Разделите  сто наполовину   (200)

9       Может  ли при  делении получится  0  (да)

10  К натуральному числу справа приписали  три нуляо  ск-кс

раз  больше  это число    (в 1000 раз) 

11.Какую часть часа составляет 15 минут  (1/4)

12.Наука, изучающая свойства фигур на плоскости (планиметрия)

13.Как называется  вторая координата  (ордината)

14.Что такое алгебра  (наука  о  реш.  уравн. )

15.Автор  учебника геометрии  (Пог-в)

 

 

4 «Достать яблочко» (ртом нужно вытащить как можно больше

    яблок из таза с водой).

5 «Конкурс золушки» (Кто быстрее отделит гречку от риса, ссыпанных  

                      Подсчет

6       Запомни предметы на столе  (3 с) и, отвернувшись, назови их.

7  «Таблицу знаю»ченики становятся  в круг,каждый называет

      натуральное число по порядку; нельзя только называть числа,

      кратные трем вместо этого надо сказать «таблицу знаю».Кто

      ошибаетсяыходит из игры.

                        Подсчет

8       Конкурс болельщиков.   (доска)

1 Вставить в каждую пословицу имя числительное.

  Не имей …. рублей имей …. друзей. 

       ….раз  примерь, …. Раз отрежь.

  За ….зайцами погонишься , ни ….не поймаешь.

      Ум  хорошо, а….. лучше.

2.   Прочти правильно текст и отгадай загадку:

  7 братьев: годами равныеменами разные. (дни недели)

      Две головы ,две руки,шесть ногто это? (Всадник на лошади)

  Пять чуланов, одна дверь. (перчатки)

      Один говоритва глядят,два слушают. (язык,глаза,уши)

      Сосчитать по порядку  от 1 до 25 (громко называя числа  и

      показывая  их на таблице)

 

 

 

 

                          Подсчет

9       А.С.Пушкин говорил:

          «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

  А значиташи учачстники должны быть в какой-то степени

  поэтами.

      Следующий конкурс «Вредные  советы»

Ученикам даются три минутытобы дополнить стихами след.

строки:

  1 Если вы вчера забыли про домашнее  задание

     И сегодня вовсе вам  не хочется идти …..

  2 Если друг твой самый лучший

     Предложил уйти с урока ……

    

10  С поэзией у нас все прекрасноначит,у поэтов должен быть и

отличный  музыкальный слух этом конкурсе вы должны спеть

под запись на магнитофоне.  «Буратино». «Песня красной шапочки».

    Жюри,пожалуйста  оцените таланты наших  учеников.

11.А теперь обязательно атрибут каждого конкурса.

    Конкурс капитанов.

    Ануся и Анзор.

                                 По три  задания.

1.     Сколько раз пробьют часы в продолжении 12 часов, если он отбивают и получасы?

2.     Книга, содержащая 60 листов, имеет толщину 1 см. Какова толщина всех листов, если в книге 240 страниц?  (2см.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На левом рис. можно увидеть больше квадратиков. Чем на первом. На сколько?  ( на 13.)

 

Пока капитаны работают.

 

12. Мы постоянно обращаемся к часам. Замечали ли вы, как движется секундомерная стрелка? Давайте проверим, кто ниболее точно чувствует время?  ( 15 сек.). Точность ответа.

 

13. Сценка.

 

14. «Заморочки из бочки».

 

15. Выступление директора, гостей.

 

16. Определение победителя. Награждение, фотографии.

 

 

 

 

 

 

МОУ «СОШ с. Зарагиж им. Б.К. Утижева»

 

                                                               Материалы

общешкольного мероприятия

«Мы – против террора!»,

посвященного событиям 13 октября 2005 года

 

 

 

 

Ответственный  Ж.В.Экашаева

 

октябрь 2011 года

 

 

Цели:

Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма раскрыть разновидности терроризма.

Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.

Оформление:

1) плакаты: « Мы против терроризма!», «Путь всегда будет Солнце', «Пусть всегда будем Мы!».

2) стенд «Терроризм-угроза обществу»

3) выставка  детских рисунков

Оборудование:

 Компьютер, проектор, магнитофон, микрофоны.

 

Ход мероприятия

С незапамятных времен существовал крайний способ воздействия на людей - насилие. За последние пять тысяч лет зафиксированы около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 65 лет назад отгремели бои самой кровопролитной за всю историю человечества Великой Отечественной войны. Наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Ценою огромных жертв победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

 

Страшна нам смерть!
А жизнь – вдвойне.
Россия снова на войне.

И вновь пожарища, воронки…
Привычный мирный быт сломав,
Как в сорок первом, похоронки
С
тучатся в спящие дома.

Идет война. А это значит,
Что вновь – снаряды по броне,
Что матери, как прежде, плачут
И
вдовы множатся в стране.

Кто следующий – неизвестно,
Все злым огнем обожжено,
И плачет по ночам невеста,
Так и не ставшая женой.

А парни… парни умирают.
И где-то, слыша про бои,
Ворюги сытые считают
Рубли кровавые свои.


          Не так давно в нашу  жизнь  плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Термин «экстремизм»  переводится как «крайний» (взгляды и меры), а терроризм «terror» - как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства). Терроризм- это преступление особого рода. Оно направлено против беззащитных людей. Существует два типа терроризма – террористы- националисты и религиозные террористы. За ними стоят террористические организации, которые наживаются на людской крови.

(демонстрация слайдов)

 Казалось современную Россию не коснуться трагические события. Но хроника последних лет говорят о другом:

(Звучит «Реквием» Моцарта, учащиеся с свечами озвучивают хронику наиболее громких террактов)

- Июль 1994 года - захват автобуса в районе Пятигорска и вертолёта в аэропорту Минеральные воды. Погибло 9 человек

 

- 14 июня 1995 года - Будёновск, захват больницы, 100 заложников. Погибло свыше 150 мирных жителей, сотрудников МВД и военнослужащих 18 ноября 1996 года - взрыв дома в Каспийске, погибло 67 человек

- 4 сентября 1999 года - взрыв автомобиля в Буйнакске. Погибло 64 человека

- 2 июля - одновременно 5 террактов в Гермесе, Новогрозненском, Урус - Мартане, Аргуне. Погибло 33 человека, 84- ранены, 3- пропали без вести.

- 18 апреля 2002 года - взрыв фугаса в Грозном. Погибло 17 человек.

- 3 сентября и 5 декабря (2003 года) - взрывы Электричек Кисловодск - Мин воды. Погибло 47 человек, 269 - ранено.

- 6 февраля 2004 года - взрыв в поезде московского Метро на станции «Автозаводская», погибло 40 человек, более 100 - ранены.

-25 августа 2004 года - одновременно взорваны 2 самолёта. Погибло 90 человек.

-Тот же 2004 год-взрыв на грозненском стадионе «Динамо». Погиб президент Чечни Ахмад Кадыров, погибли еще 6 человек, ранены 63.

 

-Утром 1 сентября 2004 года началась одна из самых страшных в истории современной России трагедий, глубоко потрясшая не только российскую, но и всю мировую общественность.

Группа вооруженных террористов захватила школу в небольшом городке Беслан в Северной Осетии. В руках боевиков, действовавших, как потом было установлено, по приказу Шамиля Басаева, оказалось более 1200 человек. В основном это были дети и женщины. Три дня их держали в нечеловеческих условиях, практически не давая воды и еды. 3 сентября спецназ был вынужден пойти на штурм, в ходе которого свыше 300 человек погибли и около 600 получили ранения.

 

Демонстрируются кадры кинохроники о событиях в Беслане .

Никогда не успокоятся сердца матерей, чьи дети не вернулись домой с торжественной линейки 1 сентября 2004 года.

Демонстрируются слайды о плачущих матерях, за кулисами читают стихи:

Не плачь. Не дай алмазам чистых слез
Б
леснуть в зрачках крушителей святого,
Они как рой свирепых диких ос,
Им лестна власть над болью и знакома.
Увидеть страх в измученном лице,
Страданием убитую улыбку
И
ненависть, как кожу на рубце –
Для них победа, для тебя - ошибка.
Не плачь. Они не стоят доли чувств,
На них проклятие, заслуженное с тройней,
Слетевшее с скорбящих бледных уст,
Жестокое. Они его достойны.
За мрачные скопления могил,
За грохот взрывов, крик, присущий войнам,
За провода, обнявшие тротил,
За цифры таймера с отсчетом беспокойным.
За черный цвет в одеждах и в сердцах,
Минуты памяти, за горькое молчанье,
За густо алые гвоздики на гробах –
Кровавый след в знак вечного прощанья.
За толпы, что рыдают у дверей,
За тех детей, что не увидят жизни,
Судьбу распятых горем матерей
И
за бойцов, ступающих по гильзам.
За все. Их не простить. Их не понять.
И ни одна из самых злых издевок мира
Их низость не способна оправдать:
Залитый кровью недостоин пира.
Пусть будет жутко страшно умереть,
Обидно за несделанное раньше -
Не плачь. Тебе ведь есть, о чем жалеть.
А в них лишь догнивает сгусток фальши.

К сожалению, и  нашу республику  не обошла беда.

13 октября 2005 года в город  Нальчик ворвались отряды боевиков,   нападению подверглись аэропорт, погранотряд, военный комиссариат, здания ФСБ, МВД и федеральной службы исполнения наказаний. Кроме того, боевики атаковали охотничий магазин "Арсенал" в центре города, магазин "Сувениры" и три городских ОВД. Была взорвана одна из базовых станций мобильной связи сети "Мегафон".

13 – несчастливое число…

Зловещий день, да траурные ленты.

Предательство и боль со смертью заодно

Ворвались в осень, голову задрав надменно.

Под автомата дробь плясало безразличие,

Слезами горькими рыдали небеса!

Согласно окончательным официальным данным, в результате погибли 33 сотрудника правоохранительных органов и 12 мирных жителей, недобрая весть о которых  разнеслась по селам республики. Мой маленький Зарагиж! Как в эти черные дни  оплакивал ты своих героев-

Унатлокова М.Б. старшего сержант милиции ОБ ДПС МВД КБР и

Мисостова А.Л. старшину милиции УВО МВД КБР. Эти два молодых паренька в своих семьях были лучиками света. Мурат рано потерял отца, и на его хрупкие плечи легла забота о матери и двух младших сестрах. Мать не могла нарадоваться, что сын вырос таким красивым, таким заботливым, таким добрым – только в нем она и видела смысл своей жизни.

               А в семье Артура было всего двое сыновей - он сам и брат-инвалид. Родители надеялись, что после их смерти будет кому позаботиться о больном брате, но увы…  Мать никогда не забудет лицо своего сына, изувеченное бандитскими пулями. 

(на фоне песни «Малиновый звон»)

 Им столько было на Земле обещано:
рассветы были ясны и тихи,
еще росли им суженные женщины,
еще писались лучшие стихи.

А мальчики ушли в поля солдатами
и с тех полей в бессмертье поднялись.
И лишь черта осталась между датами,
которая перечеркнула жизнь.

 

        Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека.  Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют  события, увиденные вами на наших кадрах.

В них почти каждый день вписываются кровавые события, которые не могут оставить никого равнодушными. Трудно понять, как в нашем цивилизованном, достаточно организованном обществе могут рождаться  и жить потомки погибших  за них же героев, способные поднять оружие на отца и мать, брата и сестру, детей и стариков. Где зарождаются ростки зла? Может, все начинается с нашего равнодушия, с нашей жестокости? Может пора остановиться и прекратить эти безобразия!

Все в ваших руках, руках молодого поколения! Ведь террористы очень любят использовать в своих целях вас - молодежь. Они хорошо понимают, что в 13-15 лет подростки относятся к войне, как к игре, где убивают других, кого угодно, но только не их самих. «Мы – правильные, мы сражаемся за свой народ, свою землю, за чистоту наших религий. А эти – пришлые, они хотят нас поработить»,- такими словами воздействуют они на вашу неокрепшую психику. Не станьте «дешевым расходным материалом» в руках террористов!

       Борьба с террором — общегосударственная задача, и не только. Это уже глобальная проблема человечества. У терроризма многонациональное лицо. И нужны новые меры борьбы. Если бы мы, взрослые, могли, мы бы всегда ограждали вас от жестокости, измены, насилии, Но жизнь преподносит свои сюрпризы, и в жизни можно столкнуться со всем, даже с тем, о чем мы не подозреваем. Мы должны знать, как поступить в случае беды. И поэтому каждому из вас вручается памятка «Как вести себя в чрезвычайной ситуации».

 Желаю вам солнца и голубого неба над головой. Пусть рядом с вами всегда будут ваши родители и близкие, дорогие вам люди, оставайтесь человечными, и тогда мир станет добрее.

Дети выбегают на сцену и поют песню «Аист на крыше»

 

 

Терракты, военные конфликты – почему это стало реальностью нашего времени?

      Чего не хватает всем людям сегодня, что, как вам кажется, должно измениться в мире?

      Есть ли надежда, что человечество будет жить без потрясений и конфликтов?

      Отчего, по-вашему, происходит зло в мире? Кто повинен в этом?

 

 

 

 

 

 

 

«Судьба природы – наша судьба»

Внеклассное занятие

Цели:    Показать красоту и величие родной природы через           литературные          и            музыкальные  произведения;  познакомить      с   заповедниками нашей страны, как со способом охраны природы; развивать творчество; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство единства с ней.

Оборудование:    иллюстрации художников и рисунки учащихся, записи: «Голоса птиц», увертюра «Утро» Э. Грига, «Беловежская пуща»    А. Пахмутовой,  физическая карта, видеоролики, слайды, карточки с заданиями.

Эпиграфы:     Любите, почитайте, берегите природу, вечный источник нашей жизни и нашего творчества!

                                               М.Ф. Рыльский

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                    Е.Евтушенко.

Эту истину знаю отроду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою

                                                        Ф.И. Тютчев

                    Ход занятия.

1.Сообщение темы занятия.

(на фоне сюиты  Э Грига «Утро»)

Наша природа, полная поэзии и звуков, прелести и таинственной силы, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К ней нужно относиться с исключительной бережностью,  ценить и лелеять ее. Однако порой взрослые и дети беззаботно и расточительно ведут себя по отношению к ней. Сегодня мы заново откроем для себя красоту родной земли, отправимся в путешествие по заповедным местам нашей Родины.

 

2.Природа- неиссякаемый источник вдохновения.

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Не всем дано услышать язык природы, понять ее. Для поэтов и композиторов, писателей и художников природа неиссякаемый источник вдохновения и многие их произведения родились благодаря любви к ней.

На заре зеленую березку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть с сегодняшнего утра

Ей не встать бы сбитой наповал,

Только кто-то ласковый и мудрый,

Рану у нее забинтовал.

И ушел, оставшись безымянным

Доброглазый этот человек.

И огонь ликующий, зеленый

С той поры в ветвях ее не гас,

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто ее от верной смерти спас.

Певец природы, писатель Пришвин не уставал говорить, что природа и человек- единое целое, и очень важно, чтобы мы это поняли и в нас проснулась потребность ценить и охранять ее. Она так велика и так беззащитна.

                 Песня «Беловежская пуща» в исполнении Пшибиева Салима.                (параллельно- видеоролик, слайды).

Из всех земных сокровищ и чудес

Нежней всего люблю дремучий лес.

Не то люблю, что ягоды дарит,

А то, что он о тайнах говорит.

И шум лесной, и шепот тишины-

Загадочными красками полны

Кусты, деревья травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты.

А ведь она для всех земных  людей-

Учитель жизни до заката дней…

                                        Игорь Кобзев.

3.Устный журнал «Люблю все живое».

 Чтобы открыть разгадку красоты природы,  научиться ценить ее и беречь, мы откроем устный журнал «Люблю все живое». Для этого мы создали две команды  и попросим наших гостей определить, какая из них лучше подготовилась.

 Страница первая «Мы о природе»

 1. Вы можете выразить свои чувства, пожелания, спеть.                                                                                                                                            

       Полна чудес могучая природа!

      Дары свои обильно рассыпая,   

       Причудливо она играет

       И манит нас…

2.Мне очень хотелось бы, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем услышали шорох листьев, шелест травы,  журчание ручейка, пение птиц…

3.Очень хочется, чтобы мы научились любить и жалеть все живое- необыкновенное чудо природы.

4.Природа говорит с нами ароматом цветов, мерцанием звезд, пение птиц, дождем и радугой, порханием мотыльков.

5. Мы будем беречь тебя, потому что ты- наш дом, в котором мы живем.

                     Исполняется песня «Лесной марш ».

Нам птицы просигналили подъем.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины .

Мы сами написали в лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья-

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я.

Да, природа  таинственна, в ней много непознанного, удивительного. Нужно много читать и быть наблюдательным, чтобы стать к ней ближе.

Мы с вами открываем вторую страничку - «Тайны природы».

Каждая команда получает по пять вопросов, на которые они должны ответить без подготовки.

Вопросы первой команде:

 1.У какого зверя осенью в листопад еще родятся дети? Как их называют? (У зайчихи, поздние зайчата называются- листопаднички ).

2. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы- выходы в муравейник, а сами все собираются в кучу).

3.Чем питается зимой жаба? (Она ничего не ест, спит).

4.Плоды каких кустарников богаты витамином «С»? (Плоды черной смородины и шиповника).

5.Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Древесины ели).

   Вопросы второй команде:

1.Отчего старых лосей называют сохатыми? (От слова «соха», на которую похожи рога старого лося).

2.След каких хищных зверей не оставляет отпечатка когтей и почему? (след кошек,потому что они при ходьбе втягивают когти)

3.Когда температура тела воробья выше, зимой или летом? (Зимой и летом одинакова).

4.Можно ли назвать паука насекомым? (У паука 4 пары конечностей, у насекомого -3).

5.Куда зайцу бежать удобней- с горы или в гору? Почему? (В гору, потому что у зайца передние ноги короче - задние  длиннее).

Страница третья «Фотоохота».

Каждая команда получает лист с контурами животных. За 3 минуты участники должны записать названия изображенных животных. За каждое правильное название  команда получает 1 балл.

Пока команды работают- Индира:

С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых участков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей, рек. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявило их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своем естественном виде и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красе и богатстве.

Амина:

Заповедники- это, прежде всего, научные лаборатории в природе .здесь ученые исследуют сложные законы природы, не измененной человеком. В нашей стране более 150 заповедников и в каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране, которых уделяется особое внимание. Перелистав страницу четвертую, мы отправимся в путешествие по заповедникам нашей страны.

 Страница четвертая «Путешествие по заповедникам нашей страны».

Команды получили домашнее задание: подготовить небольшие сообщения о заповедниках. Вам слово, дорогие.

1.Заповедник за полярным кругом- Кандалакшский.

2.Баргузинский биосферный заповедник.

3.Приокско- террасный  заповедник.

4.Центральночерноземный  заповедник.

5.Кавказский заповедник.

6.Кабардино- Балкарский высокогорный заповедник.

 

 

 

Использование лингафонного оборудования в начальных классах.

 

       Темпы развития  современного общества ставят перед школой новые задачи, и  решать их становится возможным, используя новые современные технологии обучения. Использование различных образовательных  технологий позволяет учителю повысить мотивацию обучающихся, добиваться запланированных результатов в своей педагогической деятельности.

     В прошлом  году наша школа получила комплект лингафонного оборудования для кабинета иностранного языка  в рамках реализации приоритетного национального проекта  «Образование», что позволяет применять мне современные педагогические технологии при обучении немецкому языку.   

      В данной статье я хочу поделиться опытом проведения занятий  в лингафонном кабинете с детьми младшего школьного возраста.

       Эти занятия очень  эффективны при закреплении изученного лексического материала, а также в работе над произношением и интонацией.

        Целью урока с применением лингафона является создание творческой атмосферы, дифференцированный подход к обучению школьников с разной успеваемостью, а также формирование навыков самостоятельной работы с полученным заданием.

         При этом решаются такие задачи, как контроль уровня знаний учащихся, обучение детей работе в диалоговом режиме, отработка интонации при чтении стихотворений. Особую роль лингафон играет при обучении самостоятельной работе. Ученик остается один на один с заданием. Этому помогает и конструкция парт: дети отделены друг от друга перегородками. Если задача интересная и соответствует уровню знаний ученика, внимание его концентрируется, появляется желание выполнить задание как можно лучше. Эффективность таких уроков повышается. Кроме того, лингафон представляет возможность дифференцировать работу с детьми, давая им различные задания, соответствующие уровню языковой подготовки.

Ученики всех классов в лингафонном кабинете выполняют упражнения, направленные на формирование правильного произношения слов и интонации немецких предложений. Дети отрабатывают слова и выражения уже изученных в классе тем.

Одной из интересных возможностей лингафона является организация парной работы. Ученики воспроизводят диалоги из учебника или составляют свои собственные, а я имею возможность контролировать их, подсоединяясь поочередно к каждой паре.

Таким образом, особая обстановка лингафонного кабинета, разговор через наушники с учителем или только со своим товарищем в парной работе возможность дифференцировать задания, интересная игровая ситуация – все это позволяет повысить его эффективность. Для проведения таких занятий по немецкому языку в лингафонном кабинете от учителя требуется непрерывный поиск новых  качественных записей, создание оригинальных игровых ситуаций и тщательная проработка заданий. В этом мне помогает Интернет – ресурсы.

     

Калмыкова Ф.Х , учитель иностранных языков МОУ СОШ с. Зарагиж

«Цвести республике моей
Н
а радость всех живущих здесь людей».

Автор Карданова Р.Х.

Цель:  1. познакомить учащихся с теоретическим материалом

               о любви, уважении и бережном отношении истинных

               патриотов к своему родному очагу, селу, краю и

               Отечеству;

            2. развивать у детей важнейшие человеческие качества:

                доброту, честность, отзывчивость;

            3. воспитать у детей  любви, уважения и бережного

                отношения к родному краю, и Родине и окружающим

                людям.

 

Оформление:  плакат с надписью

                                     «Цвести республике моей

                                              На радость всех живущих здесь людей»,

                            о мире, дружбе, Родине.

                            Слова:  мир, дружба, Родина, солнце. Шары, цветы.

 

 

Ход

 

На фоне музыки звучат слова:

                

                  Родина, живу тобой одной!

                  Ты судьба. Иной судьбы не надо

                  Ты моя надежда и отрада        

                  Край мой милый – ты как дом родной.

 

Учитель:  «Цвести республике моей.

                   На радость всех живущих здесь людей».

- такова тема нашего сегодняшнего классного часа.

Цель данного мероприятия –

           1. познакомить учащихся с теоретическим материалом

               о любви, уважении и бережном отношении истинных

               патриотов к своему родному очагу, селу, краю и

               Отечеству;

            2. развивать у детей важнейшие человеческие качества:

                доброту, честность, отзывчивость;

            3. воспитать у детей  любви, уважения и бережного

                отношения к родному краю, и Родине и окружающим

                людям.

 

Представление гостей

 

Звучит песня: «Салам алейкум» в исполнении детей под 

                            Фонограмму.

 

Учитель:  Лучшая пора жизни человека – это ее начало, истоки, то есть детство. Все лучшее начинается с него. Именно тогда в душе маленького человека прорастают семена добра, справедливости, сопереживания, честности, благородства, любви и привязанности к отчему дому, родному очагу, матери, близким людям – это, в конечном итоге, любовь к Отечеству, матери – России.

 

Ученики:                 1. У человека должен быть свой дом,

                                     Свой отчий двор, свой мир в краю родном.

                                     Жить человек не может по-другому.

 

                                  2. Пусть человек всегда живет в тепле:

                                      В конце концов, любовь ко всей земле,

                                      Берет исток в любви к родному дому.

 

                                  3. Не знаю счастья большего

                                      Чем жить одной судьбой

                                      Грустить с тобой, земля моя,

                                      И праздновать с тобой.

 

Ведущий:   Мир! Мир во всем мире!  Миру мир! Как прекрасны эти слова! Сколько в них света, тепла, радости и улыбок. Мы с вами, дети, знаем, что без единства, сплоченности и дружбы не может быть мира на земле. Запомните, ребята, у дружбы есть особые законы, так пишет балкарская поэтесса Т. Зумакулова.

 

                                  4. У дружбы есть особые законы,

                                      У дружбы есть на искренность права,

                                      Но только ей жестокость не знакома,

                                      Он теплом доверия полна.

 

Ведущий:   Наша страна – многонациональное государство, где проживает более 100 национальностей. Даже в нашем небольшом Зарагиже с населением около полутора тысяч человек дружной семьей живут кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, украинцы, русские, татары, азербайджанцы, осетины, немцы. У каждого народа своя культура, обычаи и традиции, которые отражают силу, красоту, доброту, человечность, любовь к своей Отчизне, к малой своей Родине. И он, народ, становится тем богаче, чем больше узнает культуру, традиции, обычаи своих соседей.

 

                                  5. Мы – единой и общею волей сильны,

                                      Мы – единой и общей Отчизны сыны!

                                      Наша воля – единое сердце страны!

 

                                  6. Мы любим тебя, как любит река

                                      Ты море, где путь ее так просторен.

                                      Россия! Россия для нас на века –

                                      Как небо для звезд и поле для зерен.

 

Под музыку             7. Водопадом кафа льется

                                      Отдает огонь его,

                                      Потому что в кафе счастье

                                      Как в самой природе.

 

Танец «Кафа»

 

Ведущий:  О любви и преданности к Родине, близким людям, о высоком долге перед Отечеством, об их защите и укреплении мира на земле расскажут дети в пословицах.

 

1.      Одна у человека мать, одна у него и Родина

 

2.      Только тому почет и слава будет,

Кто Родину не словом, а делом любит.

   

3.      Береги землю любимую, как мать родимую.

 

4.      Нет земли краше, чем Родина наша.

 

5.      Тот герой, кто за Родину стоит горой.

 

6.      За край родной иди бесстрашно в бой!

 

7.      На чужой стороне и летом холодно.

 

8.      Жить – Родине служить

 

9.      Родина – мать, умей за нее постоять

 

10.  Родина! С тобой радостью делюсь.

                   А коснется сердца огорченье, грусть,

                   Я в твои объятия кинусь, как дитя,

                   Буду твои камни, плача, обнимать.

                   Быть с тобою – счастье, даже и грустя …

                   Ты – незаменима, как ребенку – мать!

 

Учитель:   Родина и мать! Как тесно связаны они друг с другом. Именно они дарят жизнь, красоту, силу, мудрость, добро и свет всем людям, живущим на земле.

        О высоких чувствах, о великодушии и благородстве, патриотизме и любви к малой Родине, о едином Отечестве и его защите, о моральном долге перед Родиной и народом воспевал в своих стихах великий поэт К. Кулиев. Он не только балкарский, он всенародный поэт.

        Кайсын Шуваевич был убежден, что сила народа в человеческом единении, взаимопонимании, взаимоуважении и взаимопомощи. В своих строках поэт отражает Свет. Добро. Человечество. Мужество. И в высшей степени Патриотизм.

                      

                                  8. Прошу я мир, не будь суров

                                      И не лишай тепла и крова

                                      Людей всех сущих городов

                                      И края моего родного!

 

                                  9. Как старый горец любит свой Казбек,

                                      Так я люблю все земли и края –

                                      Но к Родине привязанный навек,

                                      Всегда гордился тем, что горец я.

 

Учитель:   Ребята, сегодня каждый человек должен приумножать традиции своего народа. Каждый житель нашей Родины обязан стремиться к миру, добру, с малых лет учиться любить и защищать свою Родину.

 

                                10. Одна у нас в жизни присяга,

                                      И Родина тоже одна.

                                      Солдатского сердца отвага,

                                      И верность Земле отдана.

 

Ведущий:   Мужество, смелость, спокойствие и бесстрашие – вот те основные качества наших доблестных защитников, готовых к совершению подвига во имя защиты мира и покоя в нашей необъятной стране, где, к сожалению, льется много неоправданной крови, и льются слезы матерей, жен, сестер, погибают юные солдаты в наше мирное время.

        В 1982 году, выполняя свой интернациональный долг в рядах Советской Армии в Афганистане, погиб выпускник нашей школы Бозиев Азат Хасанбиевич.

        Азат за мужество и отвагу (посмертно) был награжден «Орденом Красной Звезды».

 

                                    11. В мой любимый город

                                          Нагрянула беда:

                                          Стоит безумный грохот,

                                          Стреляют кто куда!…

 

                                    12. Любимый город, что с тобой?

                                          Ты весь в дыму, ты весь больной…

                                          И смерть по городу идет,

                                          И горе за собой ведет.

 

Ведущий:   Мы с вами  помним те трагические события, произошедшие 13-14 октября 2005 года. В эти дни при отражении нападения боевиков на силовые структуры республики, от рук бандитов – террористов погибло много жителей республики, в том числе 35 сотрудников милиции, которые защищали мирную жизнь Кабардино-Балкарии и несли службу в правоохранительных органах республики.

         В первый же день, 13 октября 2005 года погибли и наши ребята – выпускники нашей школы ст. сержант милиции Унатлоков Мурат Борисович и старшина милиции Мисостов Артур Людинович.

        Выполняя долг перед Отечеством, не думая о себе, наши ребята с честью отстояли малый рубеж нашей республики ценой собственной жизни.

       Указом Президиума Российской Федерации

-          За смелость и отвагу, мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга Унатлоков Мурат и Мисостов Артур награждены «Орденом Мужества» (посмертно).

Азат, Мурат и Артур… Пусть никогда не продолжится этот список очень хотевших жить, но сражавшихся и погибших за свою Родину, пусть они будут примером мужества и патриотизма для подрастающего поколения.

Ребята, я призываю вас, всегда помнить о тех, кто погиб за наше будущее и не забывать тех, кто сейчас охраняет наше счастливое детство, покой и Родину.

 

Песня : «Над Кавказом безоблачное небо».

 

                                  13. Цвести республике моей

                                        На радость всем живущих здесь людей,

                                        Не мешал бы ни один злодей,

                                        Желаю всей душой своей.

 

Учитель:    Дети и война. Эти два слова не должны стоять рядом. Улыбка ребенка, озаренная солнцем, устремленная в «Прекрасное Далеко» должна стать символом мира, любви, добра и патриотизма».

 

Песня: «Прекрасное Далеко»

 

Все участники (под музыку)

                    

                                     Давайте все возьмемся за руки

                                     И будем дружбой дорожить,

                                     Под Флагом разноцветной радуги

                                     Должна планета наша жить!

 

Вальс

Учитель:     Хочу закончить нашу встречу словами великого кабардинского поэта и писателя А. Кешокова.

 

                                     Я желаю вам добра,

                                     Доли схожей с полной чашей,

                                     Чтобы было в жизни вашей

                                     Завтра лучше, чем вчера.

 

Подведение итогов:

 

Урок Мужества

Автор Хаваяшхова Л.М.

 

Тема:  «Мир  подвиг  Ваш запомнит на века».

Цель: воспитывать в детях любовь и уважение к истории нашей

           страны, к своей земле, к своим героям, воспитывать мужеств

           и смелость, патриотизм и интернационализм; помочь увидеть на

           примере героических дел и свершений ветеранов ВОВ настоящие

           уроки мужества, связь поколений; воспитывать в учащихся

           доброту, милосердие, нетерпимость к злу и насилию.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Формы проведения: беседа, литературно-музыкальная композиция.

 

Оборудование: сочинение о ВОВ, рисунки о войне, газеты, планшеты

                           «Возьми себе в пример героя», «Наши выпускники-

                           золотой фонд РА», альбом «Песня в солдатской шинели»,

                           «Несокрушимая и легендарная», оформленная доска,

                           музыка, цветы.

 

Эпиграфы:

1.    День памяти – Победы Праздник

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные советы

Цветов дыханьем полевым,

Прими, боец,

Как дар, все это,

Ведь это нужно нам, живым!

                                           В. Скородумов.

 

2.    Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты мая, слава вам навеки

От всей Земли, от всей Земли!

                                                 Н. Кольченко

 

3.    Весна опять над родиной моей,

И шум берез, и крики журавлей.

А значит, скоро День Победы.

Спасибо вам, мои деды, за это!

                                         Л. Захарова.

 

Ход мероприятия

 

I.             Объявление темы и цели мероприятия.

II.           Вступительное слово учителя.

 

Сыплет искрами вечный огонь, отзываясь в граните , - словно память о битвах минувших и шелести алых знамен. В тишине пламенеют знамена свидетельство славы и чести, и равнение в строю – на первого в каждом ряду. Так и родимым домам, друг за другом, идут батальоны, все шагают с войны, и все идут и не могут дойти. Сколько их безымянных героев, стоявших насмерть, телом и воле преграждавших путь врагу.

Да, такого врага еще не знала отчизна. Но и не  видел и враг такого солдата, как наш, который знал, что идет сражаться за землю политую кровью предков, что в его жилах течет кровь тех, кто не отдал и пяди родной земли.

Путь к Победе был долог и труден – 1418 дней и ночей. И каждые из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед. Именно он, солдат – победитель, совершил беспримерный подвиг, сокрушив фашизм.

…Солдаты Великой Отечественной – маршал и рядовой, безусый паренек и убеленный сединой партизан. Это они ковали победу, которая досталась дорогой ценой.  27 миллионов человек не досчиталась наша страна. В руинах оказались 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано, разрушено около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров  железнодорожных путей. Выведены из строя заводы, фабрики, шахты, истоптаны плодородные нивы.

Потоками крови и слез  была смыта за эти нескончаемо долгие 4 года наша многострадальная земля, так как грозное дыхание войны коснулось каждого, судьбы всех как-то преломились в связи с теми событиями, не делили судьбу ни казах, не татарин,  ни русский, ни горец, ни далекий латыш. Все стали крепкой каменной стеной.

Из маленькой Кабардино-Балкарии ушло на фронт более 60 тысяч человек, 38  тысяч из них погибли из Зарагижа ушло на фронт  237 человек, погибли 113 человек.

 

III.         Выступления учащихся.

 

1.      Солдаты хоронили боевых товарищей, шли через горящие города и села, освобождая Отечество.  На войне они готовы были жизни положить, когда над ними гремели, как колокол, слова «За свободу и независимость нашей Родины». Они произносили их над могилами павших солдат.

2.    Они горели в сердцах бойцов. Они высекали слезы на суровых солдатских лицах. Есть в народе молва: «Кто за Родину пал, тот вспыхнет на небе звездой». Потому ли так звездные всегда майские ночи Победы.

 

3.    Потому ли в них громы грохочут и льются небесные слезы? В черной бездне так тесно, что миг! – и падает звезда. Не стереть печаль на устах безвозвратно ушедших. Но издали времен прямо в сердце нам смотрят закрытые очи. И со звездных высот – ты слышишь? – звучит тысячеустый вопрос: «Спасена ли страна? Жива ли родная держава?» что ответим, сограждане, дети, внуки? И есть ли он, ответ? Мы говорим: да, продолжается жизнь, что стали ценою Победы!

 

4.    В девятый день минувшего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края!

Мир победил! Окончена война!

 

5.    Победа!

Во имя Отчизны –

Победа!

Во имя живущих

Победа!

Во имя грядущих

Победа!

 

6.  Всю свою жизнь фронтовики прожили на боевых маршах, – так было

 предопределено. Ни кто не обещал им отдыха после войны. Они лишь сменили автоматы на кирки и ломы, а танки – на трактора. Сколько же положили они трудов тяжких, с кровавыми мозолями, сколько не доедали, не досыпали, пока затянулись раны родной земли, зацвели полусожженные сады, высохли слезы вдов и сирот.

 

7.    Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.

Ветеранам нельзя на покой уходить,

Когда мир вновь тревогой объят.

Люди новой войны не должны допустить,

По ночам ветераны не спят.

Им погибших друзей не забыть никогда,

Хотя в этом и нет их вины.

Но в душе рядом с ними они навсегда.

И не могут уйти от войны.

Потому ветераны себя не щадят,

Без волнения жить – не для них,

Ярким пламенем жизни сердца их горят,

На борьбу, вдохновляя других.

 

8.    Того, что выпала на долю солдатам – защитника, хватила бы на десять поколений, а досталась им одним. Они верили, что оставляют детям и внукам сильное и богатое государство, мирную и прекрасную Родину – Надежду человечества. Солдаты мечтали об этом в окопах и у вражеских амбразурой, в Берлине и на Эльбе, в застенках концлагерей и на Параде Победы, на мирных послевоенных стройках и на полях. И семена, посеянные ими в молодых душах, прорастают.

 

9. Давно умолк войны набат,

    Цветут сады в родном краю,

    Но будет вечно спать солдат,

    Что смерти храбрых пал в бою.

    Он сохранил тебе и мне,

    И человечеству всему

    Покой и счастье мирных дней.

    … Весна опять над Родиной моей,

    И шум берез, и крики журавлей.

    А значит, скоро новый День Победы.

    Спасибо вам мои деды за это! (Л. Захарова)

 

10.  И в день Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим (А. Фатьянов)

 

11. Я много книг читал и войне,

Я знаю, что она бесчеловечна

Нам нужен мир, надежный мир навечно.

Всем людям нужен мир,

Тебе и мне.

 

12. Не отдадим полей бескрайных синих,

Где побеждали мы и победим

Не отдадим прекрасную Россию,

Не отдадим! (А. Прокофьев)

 

13. Сохраним весь этот

Мир чудесный

С васильком,

Расцветшим на рассвете,

С птицею, взметнувшеюся песней

И подарим это

Нашим детям,

Детям их детей

И внукам внуков,

И правнукам

А дальше – бесконечно.

Не позволим,

Не дадим кому-то

Мир взорвать,

Пускай он будет вечен!

 

14. Пусть больше не будет войн и орудий,

Пусть двери откроют в домах повсюду.

Любовь и доверие – это по мне, и мир

Бесконечный – всей Земле!

 

15. Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с великим днем,

С днем нашей славы,

С Днем Победы!

 

IV.          Заключительное слово учителя.

Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в ВОВ, суждено остаться в благодарной памяти человечества.

Наша Победа не померкнет никогда, не стареют душой ветераны. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Их мудрость, порядочность, мужество, благородство – вот ориентиры, на которых воспитывается наше поколение. На склоне лет им досталось выполнить еще один долг – уберечь молодых от жестокости, зла и насилия, и направить их в достойное будущее, чтоб добросовестно трудиться на отвоеванной земле, растить детей, радоваться солнцу, протягивая руку дружбы соседям,  мужественно защищая свою землю, свою семью, свой дом от врагов

Благодарная память о войне, о жертвах войны набатам звучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, завоеванный ценой миллионов человеческих жизни, бороться за него.

Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.

Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле:

      День памяти – Победы Праздник

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные советы

Цветов дыханьем полевым,

Прими, боец,

Как дар, все это,

Ведь это нужно нам, живым!

 

 

 

«Доклад Сабанова Х.З. на торжественном собрании, посвящённом 70-летию Утижева Б.К.

    Утижев Б.К. родился 15 октября 1940 года в большой , дружной, трудолюбивой сельской семье. Испытал сполна все тяготы и лишения суровых военных и голодных послевоенных лет. Впоследствии это нашло отражение в его произведениях. Окончил нашу школу. Затем КБГУ, аспирантуру Института языкознания академии наук Грузии, где защитил кандидатскую диссертацию. С 1971 г. работал научным сотрудником сектора кабардинского языка КБНИИ. Он был одним из авторов толкового и фразеологического словарей кабардино-черкесского языка, принимал участие в разработке актуальных проблем грамматики, стилистики и письменности кабардино-черкесского языка. Он обогатил и благодаря его усилиям расцвёл яркими красками литературный кабардинский язык. Работал заведующим кафедрой родных языков и культуры ИПК КБГУ, с 1991 года – главный редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Ошхамахо».

   Борис Кунеевич принадлежал к наиболее ярким представителям современной научной и художественной интеллигенции республики, был талантливым учёным, журналистом, педагогом, художником – скульптором. Работал в различных жанрах литературы - прозе, поэзии, художественной публицистике. Широкую известность и признание в народе принесли ему произведения драматургии, поставленные на сцене Кабардинского государственного драматического театра им. А Шогенцукова, которые показаны во многих регионах страны и за рубежом. Пьесы «Тыргатао», «Дамалей», «Эдип», «Князь Кучук» и другие написаны со свойственным драматургу глубоким проникновением в суть поднимаемых проблем, знанием жизни, истории и культуры адыгов и других народов. В них введены яркие образы крупных личностей, трагических фигур истории. С большим достоинством разрабатывалась тема родины, непреходящих нравственных ценностей. За вклад в становление и развитие культурных связей с соотечественниками Б. Утижев награждён международной премией Мухадина Кандура.

    Особую тональность и колорит произведениям Утижева придавали умелое использование изобразительных ресурсов родного языка, мягкий юмор, свежесть красок, задушевность интонаций, которые наиболее зримы в его поэтических произведениях объединённых как в отдельные сборники, так и опубликованных на страницах журнала «Ошхамахо». В 1995 году ему было присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры РФ»

    Народным писателем Б.К. Утижевым  создано множество публицистических статей по животрепещущим проблемам современной жизни, вопросам воспитания молодёжи, развития языка, культуры. Его богатое творческое наследие предстоит собирать, изучать и обобщать последователям и потомкам.

     Борис Кунеевич принимал активное участие в общественно-политической и культурной жизни республики, являлся членом правления Союза писателей КБР и Совета по кабардинской литературе, активно встречался и общался с читателями, в частности он часто бывал в нашей школе. Помог нам в оформлении Зала национально-нравственного воспитания, в составлении Правил поведения молодого человека.

     Возглавляя долгие годы журнал «Ошхамахо», Б.К. Утижев внёс значительный вклад в развитие и совершенствование литературной печати республики.

     Он любил свой народ, свой маленький Зарагиж, всячески стремился сохранению родной культуры. Вспомним хотя бы то, как он назвал своих детей: Шумахо, Дади, Диса, Ляца, Лялуца. А как он разговаривал на родном языке! В его устах он звучал как музыка.

    А какой он был порядочный человек, воспитанный в лучших традициях народа. Очень скромный в обыденной жизни, он умел быть принципиальным и даже жёстким в отстаивании справедливости, независимо и непринуждённо держаться с высоким начальством и доброжелательно, добросердечно – с коллегами и учениками. Как он радовался успехам земляков Юрия Темирканова и Мурата Карданова. Он даже посвятил им стихи со свойственным ему юмором: (перевод мой) «Бог дал заданье каждому селу, родить по одному таланту. С рожденьем Юры этот план сполна мы претворили в жизнь. Другим селеньям остаётся жениться на Зарагижанках». (Адырей къуажахэм къыфхуэнэр - Зэрэгъыжыпхъу къэфшэнуращ!)  Он – неотъемлемая часть своей родины, питавшей его удивительное творчество. Его литературный псевдоним говорит сам за себя – Аг Зарагиж. Он принимал активное участие в подготовке 80-летнего юбилея села. Именно благодаря ему, на этот праздник приехал президент КБР – А .Каноков. А как он переживал рубку грущёвой рощи во времена экстенсивного земледелия, ведь будучи сыном лесника, он был воспитан в духе любви к окружающей природе. Этому событию он посвятил своё произведение «Кхъужьеибэ». В нём он обращается к молодому поколению соплеменников с вопросом: «Возможно ли дальше жить в ладу с собой игнорируя ценности отцов?» .Старшеклассники нашей школы задумали в память о Б. Утижеве возродить Грущёвую рощу. Для начала посадили 11 деревьев возле его памятного камня. Я обращаюсь к жителям села - давайте поддержим инициативу детей!

    Вся его жизнь, все его дела – во славу мира, счастья, братства. Его преклонение перед родной землёй Зарагижа, задушевный тёплый голос, ласкающая улыбка и мудрость, светящаяся в глазах, делают навсегда другом каждого, кого судьба одарила этой встречей.

  И люди, знающие его, дарят ему свою любовь и признательность. И не найти человека в нашем селе, кто бы с гордостью не повторил: «Он –мой земляк». И мы уверены, что будет вечно гореть его звезда-звезда мира, и добра, счастья и радости.

К сожалению, он рано ушёл. Он как бы предвидел это и обратился к нам такими строками (перевод мой):

   И не сделав половины дум моих,

   Если вдруг случится  - я умру,

   Ты прости меня народ мой малый,

   Жизнь коротка – стремлений много.

    Имя Б.К. Утижева присвоено нашей школе, и мы гордимся этим. Вам молодому поколению продолжать то, что начато такими творцами, как Б. Утижев. Желаю всем любить свою Родину, как любил Утижев, хочется верить, что каждый из вас украсит своим именем историю нашего родного Зарагижа.  Уважаемые гости, разрешите заверить вас в том, что мы сделаем всё для оправдания этого высокого доверия

 

 

Hosted by uCoz