Семинар
17.12.2009г
«Судьба
природы – наша судьба»
Внеклассное занятие
Цели: Показать красоту и величие родной природы
через литературные и музыкальные произведения;
познакомить с заповедниками нашей страны, как со способом
охраны природы; развивать творчество; воспитывать любовь и бережное отношение к
природе, чувство единства с ней.
Оборудование:
иллюстрации художников и рисунки учащихся, записи: «Голоса
птиц», увертюра «Утро» Э. Грига, «Беловежская пуща» А. Пахмутовой, физическая карта, видеоролики, слайды,
карточки с заданиями.
Эпиграфы:
Любите, почитайте, берегите природу, вечный источник нашей жизни и
нашего творчества!
М.Ф.
Рыльский
Берегите эти земли,
эти воды,
Даже малую былиночку
любя,
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей
внутри себя.
Е.Евтушенко.
Эту истину знаю
отроду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную
природу,
Тот не любит Отчизну
свою
Ф.И. Тютчев
Ход занятия.
1.Сообщение
темы занятия.
(на фоне сюиты Э Грига «Утро»)
Наша природа, полная поэзии и звуков, прелести и
таинственной силы, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К
ней нужно относиться с исключительной бережностью, ценить и лелеять ее. Однако порой взрослые и
дети беззаботно и расточительно ведут себя по отношению к ней. Сегодня мы
заново откроем для себя красоту родной земли, отправимся в путешествие по
заповедным местам нашей Родины.
2.Природа- неиссякаемый источник вдохновения.
Не то, что мните вы
природа:
Не слепок, не
бездушный лик-
В ней есть душа, в
ней есть свобода,
В ней есть любовь, в
ней есть язык…
Не всем дано услышать язык природы, понять ее. Для поэтов и
композиторов, писателей и художников природа неиссякаемый источник вдохновения
и многие их произведения родились благодаря любви к ней.
На заре зеленую
березку
На краю весеннего
села
Полоснул
ножом своим подросток
Мимоходом, в шутку,
не со зла.
Может быть с
сегодняшнего утра
Ей не встать бы
сбитой наповал,
Только кто-то
ласковый и мудрый,
Рану у нее
забинтовал.
И ушел, оставшись
безымянным
Доброглазый
этот человек.
И огонь ликующий,
зеленый
С той поры в ветвях
ее не гас,
Очень уж хотелось
знать спасенной,
Кто ее от верной
смерти спас.
Певец природы, писатель Пришвин не уставал говорить, что
природа и человек- единое целое, и очень важно, чтобы
мы это поняли и в нас проснулась потребность ценить и охранять ее. Она так
велика и так беззащитна.
Песня «Беловежская пуща» в исполнении Пшибиева
Салима. (параллельно- видеоролик, слайды).
Из всех земных
сокровищ и чудес
Нежней всего люблю
дремучий лес.
Не то люблю, что
ягоды дарит,
А то, что он о тайнах
говорит.
И шум лесной, и шепот
тишины-
Загадочными красками полны…
Кусты, деревья травы
и цветы
Хранят в лесу
разгадку красоты.
А ведь она для всех
земных людей-
Учитель жизни до
заката дней…
Игорь
Кобзев.
3.Устный
журнал «Люблю все живое».
Чтобы открыть
разгадку красоты природы, научиться
ценить ее и беречь, мы откроем устный журнал «Люблю все живое». Для этого мы
создали две команды и попросим наших
гостей определить, какая из них лучше подготовилась.
Страница первая «Мы о природе»
1. Вы
можете выразить свои чувства, пожелания, спеть.
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно
рассыпая,
Причудливо она играет
И манит нас…
2.Мне очень хотелось бы, чтобы мы научились слышать не
только ушами, но и сердцем услышали шорох листьев, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц…
3.Очень хочется, чтобы мы научились любить и жалеть все
живое- необыкновенное чудо природы.
4.Природа говорит с нами ароматом цветов, мерцанием звезд,
пение птиц, дождем и радугой, порханием мотыльков.
5. Мы будем беречь тебя, потому что ты-
наш дом, в котором мы живем.
Исполняется песня «Лесной марш ».
Нам птицы
просигналили подъем.
Привычными тропинками
проходим мы,
Мы каждую березку
сбережем
В лесах любимой
Родины .
Мы сами написали в
лесной зеленой книжке
О том, что есть у
леса надежные друзья-
Такие же девчонки,
такие же мальчишки,
Такие же
счастливые, как ты и я.
Да, природа
таинственна, в ней много непознанного, удивительного. Нужно много читать
и быть наблюдательным, чтобы стать к ней ближе.
Мы с вами открываем вторую страничку - «Тайны природы».
Каждая команда получает по пять вопросов, на которые они
должны ответить без подготовки.
Вопросы первой
команде:
1.У какого зверя
осенью в листопад еще родятся дети? Как их называют? (У зайчихи, поздние
зайчата называются- листопаднички
).
2. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-
выходы в муравейник, а сами все собираются в кучу).
3.Чем питается зимой жаба? (Она ничего не ест, спит).
4.Плоды каких кустарников богаты
витамином «С»? (Плоды черной смородины и шиповника).
5.Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки?
(Древесины ели).
Вопросы второй команде:
1.Отчего старых лосей называют сохатыми? (От слова «соха»,
на которую похожи рога старого лося).
2.След каких хищных зверей не оставляет отпечатка когтей и
почему? (след кошек,потому
что они при ходьбе втягивают когти)
3.Когда температура тела воробья выше, зимой или летом?
(Зимой и летом одинакова).
4.Можно ли назвать паука насекомым? (У паука 4 пары
конечностей, у насекомого -3).
5.Куда зайцу бежать удобней- с горы или в гору? Почему? (В
гору, потому что у зайца передние ноги короче - задние длиннее).
Страница третья «Фотоохота».
Каждая команда получает лист с контурами животных. За 3
минуты участники должны записать названия изображенных животных. За каждое
правильное название команда получает 1
балл.
Пока команды работают- Индира:
С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых
участков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей, рек.
Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и
животных, государство объявило их заповедниками. Территория заповедника
навсегда останется в своем естественном виде и наши
потомки смогут увидеть здесь природу во всей красе и богатстве.
Амина:
Заповедники- это, прежде всего,
научные лаборатории в природе .здесь ученые исследуют сложные законы природы,
не измененной человеком. В нашей стране более 150 заповедников и в каждом
заповеднике есть особенно ценные объекты, охране, которых уделяется особое
внимание. Перелистав страницу четвертую, мы отправимся в путешествие по
заповедникам нашей страны.
Страница четвертая «Путешествие по заповедникам нашей страны».
Команды получили домашнее задание: подготовить небольшие
сообщения о заповедниках. Вам слово, дорогие.
1.Заповедник за полярным кругом- Кандалакшский.
2.Баргузинский биосферный заповедник.
3.Приокско- террасный заповедник.
4.Центральночерноземный
заповедник.
5.Кавказский заповедник.
6.Кабардино- Балкарский
высокогорный заповедник.