Семинар 17.12.2009г

 

 «Судьба природы – наша судьба»

Внеклассное занятие

Цели:    Показать красоту и величие родной природы через           литературные          и            музыкальные  произведения;  познакомить      с   заповедниками нашей страны, как со способом охраны природы; развивать творчество; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство единства с ней.

Оборудование:    иллюстрации художников и рисунки учащихся, записи: «Голоса птиц», увертюра «Утро» Э. Грига, «Беловежская пуща»    А. Пахмутовой,  физическая карта, видеоролики, слайды, карточки с заданиями.

Эпиграфы:     Любите, почитайте, берегите природу, вечный источник нашей жизни и нашего творчества!

                                               М.Ф. Рыльский

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                    Е.Евтушенко.

Эту истину знаю отроду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою

                                                        Ф.И. Тютчев

                    Ход занятия.

1.Сообщение темы занятия.

(на фоне сюиты  Э Грига «Утро»)

Наша природа, полная поэзии и звуков, прелести и таинственной силы, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К ней нужно относиться с исключительной бережностью,  ценить и лелеять ее. Однако порой взрослые и дети беззаботно и расточительно ведут себя по отношению к ней. Сегодня мы заново откроем для себя красоту родной земли, отправимся в путешествие по заповедным местам нашей Родины.

 

2.Природа- неиссякаемый источник вдохновения.

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Не всем дано услышать язык природы, понять ее. Для поэтов и композиторов, писателей и художников природа неиссякаемый источник вдохновения и многие их произведения родились благодаря любви к ней.

На заре зеленую березку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть с сегодняшнего утра

Ей не встать бы сбитой наповал,

Только кто-то ласковый и мудрый,

Рану у нее забинтовал.

И ушел, оставшись безымянным

Доброглазый этот человек.

И огонь ликующий, зеленый

С той поры в ветвях ее не гас,

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто ее от верной смерти спас.

Певец природы, писатель Пришвин не уставал говорить, что природа и человек- единое целое, и очень важно, чтобы мы это поняли и в нас проснулась потребность ценить и охранять ее. Она так велика и так беззащитна.

                 Песня «Беловежская пуща» в исполнении Пшибиева Салима.                (параллельно- видеоролик, слайды).

Из всех земных сокровищ и чудес

Нежней всего люблю дремучий лес.

Не то люблю, что ягоды дарит,

А то, что он о тайнах говорит.

И шум лесной, и шепот тишины-

Загадочными красками полны

Кусты, деревья травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты.

А ведь она для всех земных  людей-

Учитель жизни до заката дней…

                                        Игорь Кобзев.

3.Устный журнал «Люблю все живое».

 Чтобы открыть разгадку красоты природы,  научиться ценить ее и беречь, мы откроем устный журнал «Люблю все живое». Для этого мы создали две команды  и попросим наших гостей определить, какая из них лучше подготовилась.

 Страница первая «Мы о природе»

 1. Вы можете выразить свои чувства, пожелания, спеть.                                                                                                                                            

       Полна чудес могучая природа!

      Дары свои обильно рассыпая,   

       Причудливо она играет

       И манит нас…

2.Мне очень хотелось бы, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем услышали шорох листьев, шелест травы,  журчание ручейка, пение птиц…

3.Очень хочется, чтобы мы научились любить и жалеть все живое- необыкновенное чудо природы.

4.Природа говорит с нами ароматом цветов, мерцанием звезд, пение птиц, дождем и радугой, порханием мотыльков.

5. Мы будем беречь тебя, потому что ты- наш дом, в котором мы живем.

                     Исполняется песня «Лесной марш ».

Нам птицы просигналили подъем.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины .

Мы сами написали в лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья-

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я.

Да, природа  таинственна, в ней много непознанного, удивительного. Нужно много читать и быть наблюдательным, чтобы стать к ней ближе.

Мы с вами открываем вторую страничку - «Тайны природы».

Каждая команда получает по пять вопросов, на которые они должны ответить без подготовки.

Вопросы первой команде:

 1.У какого зверя осенью в листопад еще родятся дети? Как их называют? (У зайчихи, поздние зайчата называются- листопаднички ).

2. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы- выходы в муравейник, а сами все собираются в кучу).

3.Чем питается зимой жаба? (Она ничего не ест, спит).

4.Плоды каких кустарников богаты витамином «С»? (Плоды черной смородины и шиповника).

5.Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Древесины ели).

   Вопросы второй команде:

1.Отчего старых лосей называют сохатыми? (От слова «соха», на которую похожи рога старого лося).

2.След каких хищных зверей не оставляет отпечатка когтей и почему? (след кошек,потому что они при ходьбе втягивают когти)

3.Когда температура тела воробья выше, зимой или летом? (Зимой и летом одинакова).

4.Можно ли назвать паука насекомым? (У паука 4 пары конечностей, у насекомого -3).

5.Куда зайцу бежать удобней- с горы или в гору? Почему? (В гору, потому что у зайца передние ноги короче - задние  длиннее).

Страница третья «Фотоохота».

Каждая команда получает лист с контурами животных. За 3 минуты участники должны записать названия изображенных животных. За каждое правильное название  команда получает 1 балл.

Пока команды работают- Индира:

С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых участков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей, рек. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявило их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своем естественном виде и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красе и богатстве.

Амина:

Заповедники- это, прежде всего, научные лаборатории в природе .здесь ученые исследуют сложные законы природы, не измененной человеком. В нашей стране более 150 заповедников и в каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране, которых уделяется особое внимание. Перелистав страницу четвертую, мы отправимся в путешествие по заповедникам нашей страны.

 Страница четвертая «Путешествие по заповедникам нашей страны».

Команды получили домашнее задание: подготовить небольшие сообщения о заповедниках. Вам слово, дорогие.

1.Заповедник за полярным кругом- Кандалакшский.

2.Баргузинский биосферный заповедник.

3.Приокско- террасный  заповедник.

4.Центральночерноземный  заповедник.

5.Кавказский заповедник.

6.Кабардино- Балкарский высокогорный заповедник.

 

Hosted by uCoz